ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ. ГРУППАНАЛИЗ.

Понедельник, 06.05.2024, 04:43

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Синтия Роджерс Как это выразить словами: равновесие между проективной идентификацией и диалогом в группе

Cynthia Rogers (1987) 'On putting it into words: the balance between projective identification and dialogue.' Group Analysis 20:2 pp 99-107

 

 

Синтия РОДЖЕРС

 

                

                 Как это выразить словами: равновесие между              

                проективной идентификацией и диалогом в группе

 

 

   Общение через проективную идентификацию является витальной частью жизни группы и часто обеспечивает эффективный путь для психологического роста. В этой статье рассматриваются определенные ситуации, где использовалась чрезмерная проективная идентификация, что привело к злокачественной идентификации, которая ослабляет группу. Эта статья также рассматривает как члены группы, которые рассчитывают на эту модель общения, раннюю с точки зрения развития, могут использовать более сложные формы общения, такие, например, как выразить словами эту форму общения.

 

Проективная идентификация в группах

   

    Когда проецируются агрессивные чувства и части личности, желанные качества, такие как власть, могущество и сила, могут ощущаться как потерянные. Если проецируется плохое, именно тогда в группе то там, то тут появляется огромный риск возмездия. Существует страх, что человек, который действует как контейнер для проективной идентификации, будет разрушен или поврежден, особенно если этот человек - ведущий. Поскольку проективная идентификация включает фантазии контролирования изнутри, как пальчиковая кукла, есть связанный с этим страх самому оказаться под контролем. Может быть так, что именно  эти страхи, дают  терапевту в группе ключ к проективной идентификации и таким образом начинают ее проработку.

Важно установить, когда используется чрезмерная проективная идентификация. В группе существует множество конфигураций с проекциями на разные части группы: на мужчин и женщин, на отдельных членов или на терапевта, на одного или на нескольких.

    Если ведущий является реципиентом, это будет отмечено в реакции контр-переноса, например, в неприветливом тоне, или в особенно хороших или особенно плохих чувствах, которые испытываются на группе или между группами. Идеализированный терапевт будет чувствовать себя хорошим и сильным, когда члены группы проецируют свои хорошие объекты на терапевта, в надежде, что хорошие части их самих будут там в сохранности, а плохие части, с которыми они остаются, будут исправлены терапевтом, который теперь преисполнен хорошим. Однако терапевт нуждается в том, чтобы осознавать опасность той ситуации, когда пациент может почувствовать, что эти хорошие объекты потеряны для него навсегда и его Эго соответственно ослабевает.

    Проективная идентификация среди членов группы дает кажущиеся бесконечными возможности для открытого выражения отрицаемых чувств, таких как гнев и страх. Это может быть также неявный продолжающийся процесс, который может закончиться, например, тем, что один человек будет нести в себе неадекватность за всю группу и постепенно уйдет из нее. Если такой человек будет осознавать, что это меньше связано с его потребностями, а скорее связано с потребностями других, и попытается снять с себя эту роль, вполне вероятно, что он должен будет использовать выраженную ненависть и может даже угрозы, чтобы пробиться и выстоять, обвиняя всех в неадекватности, и таким образом еще раз заберет на себя их проекции и неадекватности. Группа может быть очень талантливой в идентификации членов, которая очень охотно принимает на себя проективные идентификации и безжалостно использует их, чтобы выразить в группе эмоции в слезах или в гневе, в то время как другие просто смотрят.

    Сама группа имеет внутреннее содержание, и оно является идеальным контейнером  для проективной идентификации. Пугающие чувства, которые не могут быть контейнированы  отдельными членами, испытываются и отыгрываются всей группой. Группа при этом переживается как место насилия и опасности, потому что в ней присутствуют нежелательные фантазии и чувства, которые преследуют членов группы.

 

Вопросы о проективной идентификации в группе

   Всех пациентов, проходящих психотерапию, просят достаточно хорошо удерживать равновесие при регрессии, чтобы войти в контакт с бессознательными процессами, и в то же время сохранять взрослое функционирование (функционирование взрослого), которое необходимо, для работы с ними. Это особенно относится к пациентам в группаналитической терапии, у которых есть четкая роль терапевтов по отношению друг к другу. Группа, которая обеспечивает эмпатическое контейнирование с высокой степенью веры в хорошее, выдерживает значительную фрустрацию, и уход в злокачественную проективную идентификацию в такой группе случается реже.

    В простом примере человек проецирует свое желание войти в группу таким образом, что остальные чувствуют потребность включить в группу этого человека. Когда это распознано в качестве проективной идентификации, может быть оттого, что второй член группы описывает компульсивную потребность включить первого человека в группу и говорит, что обычно он не испытывает таких чувств к людям, когда способ работы с проективной идентификацией задает тон тому, как проективная идентификация воспринимается в группе.

Интерпретация, которая не обращает внимания на удивление по поводу способа, каким член группы добился того, что хотел, и не обращает внимания, почему этот член не мог выразить это словами, подтверждает проективную идентификацию как эффективное ценное средство общения, и члены группы бессознательно соглашаются его использовать, даже если они на сегодня берут на себя ответственность за малые сферы потребностей. Внимание, обращаемое и на содержание, и на природу общения является более фрустрирующим для пациента, но оно сдвинет культуру в группе к большему использованию диалога. Пациенты со значительными нарушениями, которые гораздо менее охотно выдерживают эту фрустрацию, нуждаются в том, чтобы над их проекциями быстрее работали другие члены группы, так чтобы тревога не стала всепоглощающей. Самой ценной является ситуация, когда члены группы способны заметить чувства, которые имеют тенденцию охватывать их, и сопротивляются отыгрыванию этих чувств, спрашивая о них вслух так же, как это делает терапевт. Этот процесс облегчается, когда исследуются страх или препятствие, связанные с проективной идентификацией.

 

Сопротивление проективной идентификации

Человек, который не сопротивляется получению проективной идентификации, солидаризируется с проецирующим в проективной контр-идентификации. Члены группы с готовностью принимают роли, которые им приписали на уровне бессознательного, при условии, что такая роль соответствует их собственным фантазиям. Это способствует образованию групповой матрицы. Однако в случае злокачественной проективной идентификации это может вызывать у реципиента ощущение слабости.

    Есть два элемента в отвержении позиции проективной контр-идентификации: во-первых, признать, что переживаемые чувства тебе не принадлежат (я не пытаюсь сказать, что это не истинные чувства человека, поскольку мое понимание проективной идентификации состоит в том, что проецирующий ведет себя по отношению к реципиенту бессознательно таким образом, что реципиент по-настоящему ощутит эти чувства), и во- вторых,  ненавидеть проецирующего достаточно сильно, чтобы настаивать на границе между собой и другими, таким образом возвращая ответственность за чувства изначальному проецирующему. Это может осуществляться через облегчающую форму работы, описанную   Ogden (1979), или просто опровергая проекцию, как когда пациент говорит о том, что ему надоело, что вся группа ведет себя так, как будто он неадекватен,  в то время, как все они такие же плохие, а может быть и хуже.

    Winnicott (1947) в своей статье «Ненависть в контр-переносе» предлагает терапевтам оставаться в контакте со своей ненавистью к пациентам. Группаналитическим пациентам также нужно признать свою ненависть к отсутствию границ друг у друга, к бесцеремонности, чтобы справиться со злокачественной проективной идентификацией.  

 

Использование дифференцированной агрессии

    Если пациент будет делать так, как предлагает Winnicott, он должен будет защищать себя и свои потребности, зная, что то, что сказано, может быть иногда тем, что другой человек предпочел бы не слышать. Однако пока пациент не научится это делать, он оказывается застрявшим в режиме зависимости. Движение, которое необходимо в группе для того, чтобы это произошло, графически похоже на описание Fairbairn (1941) ранней и поздней оральных фаз. Группа должна научиться кусаться, то есть использовать дифференцированную агрессию, чтобы сказать, что она думает и чтобы продолжать это говорить.

   Ранняя оральная стадия Fairbairn состоит из сосания или отвержения. Это описывает зависимую фазу группы, когда она просто хочет, чтобы ее накормили и, если ее кормят тем, чего она не хочет, она это просто выплевывает. Этот уровень функционирования включает проективную идентификацию как механизм для отвержениия, так что ведущий воспринимается как бесполезный скорее, чем пациент воспринимается как нуждающийся.

    Поздняя стадия – сосание или кусание – это стадия, на которой дифференцированная агрессия, а также либидо направлены на объект так, что если объект воспринимается как плохой, он может быть укушен.  Агрессия в смысле самозащиты,  отличает младенца от матери и пациента от группы. В группе кусание – это говорить, что ты думаешь. Это делать рискованно, опасно, потому что это ставит человека как выдающуюся фигуру в конфронтацию и потенциальный конфликт с группой. Проблема в том, как любить, не уничтожая ненавистью. 

Fairbairn видит в этом первые стадии развития объектных отношений, процесс, в котором инфантильная зависимость уступает место зрелой зависимости от объекта. В группе это процесс, который нуждается в постоянной проработке, чтобы обеспечить в группе  определенную культуру  способствующую росту.

    Этот процесс виден очень четко во вновь сформированной группе. Младенцы не могут использовать слова и полагаются на формы проективной идентификации, чтобы заставить мать ответить на их потребности. Ребенок проецирует на мать дистресс, который уходит при обеспечении едой или комфортом. Общая фантазия, присутствующая в новых членах группы, состоит в том, что аналитическая группа будет обеспечивать подобный контейнер, где они могут регрессировать и будут полностью поняты без необходимости что-либо объяснять. Когда они испытывают фрустрацию по этому поводу, они начинают переживать ненависть, которую можно либо обговаривать, либо удалять через проективную идентификацию. Эта начальная стадия обычно прорабатывается с величайшей осторожностью аналитиком совместно с пациентами, они рассматривают проективную идентификацию и выражают ее словами.

  Тот же самый процесс необходим на протяжении всей жизни группы. 

 

 

Контейнирование
Первичная функция группы состоит в том, чтобы быть хорошим контейнером для чувств и фрустраций ее членов. Bion (1962, 1967) высказывает предположение о том, что проективная идентификация и мышление являются альтернативными способами выражения фрустрации и что чём лучше этот контейнер, тем больше будет возникать мыслей и тем меньше будет нужна эвакуация. Фрустрация может быть либо изменена, модифицирована развитием мысли, либо элиминирована эвакуацией. Если способность выдерживать фрустрацию достаточная, формируется мысль и развивается аппарат для того, чтобы ее мыслить. Способность выдерживать фрустрацию, таким образом, позволяет душе развить мысль как средство, с помощью которого фрустрация, которая выдерживается, делается более выносимой. Однако, если фрустрация не может выдерживаться, она превращается в плохой объект, который годится только для эвакуации. Вместо того  чтобы развить механизм для того, чтобы мыслить мысль, используется аппарат для избавления души от плохих  объектов, то есть проективная идентификация.

Там, где неприемлемые чувства, удаленные с помощью проективной идентификации возвращаются к ребенку/пациенту от матери/                                                                                  аналитика в более выносимой форме, может развиться мысль и процесс мышления, стимулируя импульс любопытства, на котором основано все обучение. Однако если мать/аналитик не может выдерживать эти чувства и реагирует либо не давая им войти или наоборот становясь жертвой тревоги, которая является результатом интроекции чувств ребенка/пациента, это приводит к деструкции связи и  тяжелым нарушениям импульса любопытства.

Если группа захочет развить культуру, атмосферу, которая может контейнировать фрустрацию и закалять толерантность, скорее чтобы развивались мысли, чем чтобы удалялся плохой объект,  это потребует глубокого понимания проективной идентификации и того, как над ней можно работать. Foulks (1948) отстаивал свободную дискуссию (обсуждение), что звучит легче, чем она проходит на самом деле, вызывая очень естественное нежелание выражать словами то – и даже еще большее нежелание думать о том, что было отчуждено через проективную идентификацию. Однако это необходимо, если пациент хочет научиться выдерживать свою собственную фрустрацию и выражать ее словами, чтобы она не вернулась к нему и не разрушила его.

 

Развитие диалога

Fairbairn сказал, что люди будут развиваться только в том случае, если они будут чувствовать себя любимыми и чувствовать, что их любовь принимается. Если люди в группе захотят говорить, что они думают, важно, чтобы они чувствовали, что о них думают, и что их мысли принимаются. Представлению, о том, что есть один правильный ответ, не место в такой группе. У каждого есть свое мнение, которое должно отличаться от мнений остальных.


Категория: Мои статьи | Добавил: bugrova (28.05.2011)
Просмотров: 1309 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Друзья сайта

Поиск

Категории раздела

Мои статьи [142]