ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ. ГРУППАНАЛИЗ.

Среда, 13.12.2017, 21:57

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Группанализ | Регистрация | Вход

Одной из форм современной групповой психотерапии является Групповой Анализ (или группанализ). Это форма психоаналитической групповой психотерапии, что означает разговорную форму психотерапии, основанную на спонтанном свободном ассоциировании, где ведущий не выдает никаких инструкций или заданий, а предоставляет участникам группы выражать себя и свой внутренний мир так, как они этого хотят. Ведущий группы помогает каждому участнику группы осознавать себя и мир собственных чувств и взаимоотношений с другими людьми, а группе-в-целом осознавать собственную динамику.
Группа встречается один раз в неделю (1,5 часа) на регулярной основе. Группа долгосрочная.  Есть возможность стать кандидатом в новую группу.

Приглашаю заинтересованных участников в долгосрочную группу психоаналитической психотерапии (группанализ). Группа может быть полезна всем, кто стремится к самопознанию, продвижению в разрешении внутренних проблем, заинтересованных в личностном и профессиональном росте.

Запись кандидатов проводится по телефону 89119124246
или в контакте http://vkontakte.ru/club16440788

ГРУППАНАЛИЗ, что это?

 

Группанализ в Санкт-Петербурге

 

Работа в группе хороша для всех, но не все люди знают, что такое групповая терапия методом группового анализа.
Люди приходят в группу, чтобы решить свои проблемы. Эмоциональный обмен между людьми является мощной силой во всех человеческих сферах. Глубоко внутри себя каждый человек нуждается в переживании чувств. Целебное влияние оказывает конструктивный обмен чувствами, который достигается в работе группы с помощью всех участников группы, включая дирижера, как руководителя группы. Благодаря этому процессу участники группы обучаются строить друг с другом такие отношения, которые становятся полезными для каждого члена группы и для группы в целом. Сама группа становиться своеобразным психотерапевтом. Происходит это не сразу, поэтому группанализ достаточно длительная терапия. Психологическое позитивное эмоциональное поле, которое создаётся в группе, начинает «питать» целебными эмоциями каждого участника и он получает возможность по-новому взглянуть на свою проблему и найти адекватное ей решение. Этому способствует и принцип "зеркала", когда в другом проще увидеть собственную проблему и принять ее, что и является основным залогом для ее разрешения. Это и способствует в свою очередь созреванию каждой конкретной личности, находящейся в группе, т.е. происходит процесс личностного изменения.

История
Групповая работа вошли в обиход терапевтической практики сравнительно недавно, но человек знал о целительных свойствах группы издавна.
Отцом групповой терапии принято считать врача из Бостона Джозефа Пратта. На рубеже прошлого столетия ему пришло в голову собирать вместе больных туберкулезом, чтобы рассказывать им о медицинской стороне этого заболевания. На этих собраниях Пратту удалось создать такой групповой климат, который позволил больным оказывать друг другу существенную поддержку.
Зигмунд Фрейд никогда не пытался работать в группах, но как видно из его работ, он понимал значение группового феномена.
Альфред Адлер считал необходимым учитывать в терапии социальный фактор и использовал групповой формат в работе с детьми и алкоголиками.
Толчком в развитии групповой терапии послужила Вторая Мировая война.
На клиническую практику повлияли несколько призванных в британскую армию психоаналитиков, использовавших групповые методы работы. Главным центром этих нововведений стал военный госпиталь в Норфильде. Там были опробованы новые подходы к групповой терапии Биона и Фоукса.Название метода "group analysis" предложил Тайджен Барроу в 1925 г. Впоследствии Фоукс позаимствовал данное название для своего метода и стал вдохновителем организации Института Группанализа в Лондоне. Важный вклад в развитии групповой терапии принадлежит группе американских социальных психологов во главе с Куртом Левином. Теория поля Левина послужила основой для широкомасштабного исследования группового процесса.Свой вклад в групповую терапию вложили такие психотерапевты, как Ялом, Стоун, Рутан, Балинт.

Вопрос о том, насколько показана пациенту групповая терапия, во многом зависит от группы.
Совершенно ясно, что группы самопомощи, вроде анонимных Алкоголиков подходят лишь для определенного контингента. Если же иметь в виду долгосрочную групповую терапию, которой и является Группанализ, то целью лечения является изменение личности.
Какие проблемы могут быть разрешены в условиях Группанализа?
- Проблемы, связанные с представлением о себе, а именно: низкая самооценка,отсутствие четкого представления о своей идентичности, отсутствие представления о смысле и направлении жизни.
- Симптоматические проблемы- тревожность, депрессия, соматизация, трудности на производстве или учебе, неумение эффективно справляться со стрессом, сексуальные нарушения.
- Эмоциональные проблемы-отсутствие осознания собственных чувств, невозможность выражать чувства, неумение управлять эмоциями ( подверженность настроению), обсессивность (ригидность и сдерживание чувств).
- Проблемы межличностного функционирования - неспособность к установлению близких отношений, трудности в групповых ситуациях, специфические межличностные конфликты ( между супругами, дети-родители), отсутствие доверия, чрезмерная зависимость, чрезмерная уверенность, наигранность и т.д.

Жизнь, работа и отдых человека проходит в разнообразных социальных группах, поэтому неудивительно, что многие из переживаемых им проблем, проистекают из нарушения отношений именно в этих группах.

 
Как работает группаналитическая психотерапия?

Группанализ фокусируется на отношениях между индивидуальностью и группой, делает ударение на неотъемлемо социальной природе человеческого опыта. Это интерактивный подход, имеющий много практических приложений, в первую очередь в групповой психотерапии, а также более широко - в человеческих отношениях, в обучении и организационном консультировании. 
Группаналитическая терапия основывается на той точке зрения, что глубокие и устойчивые изменения возможны в любом возрасте, но процесс самопознания требует адекватного периода времени, что-бы терапия была эффективной. (Другими словами - изменения возможны, но они требуют времени).
Группа обычно состоит из 8 участников и ведущего (дирижера), и регулярно встречается раз в неделю (1,5 часа). Каждый участник использует группу по-разному, в соответствии с собственными особенностями.
Группа может быть мощным фактором для изменений. Личностные тревоги, озабоченности, конфликты и проблемы могут быть исследованы в атмосфере доверия и конфиденциальности. Безопасная атмосфера, которая постепенно складывается в группе, дает возможность участникам понять себя и свои отношения с другими людьми более глубоко, в результате чего могут быть найдены новые творческие решения для требующих решения проблем. Участники группы открыты для выражения самых разных точек зрения, поэтому группа предоставляет каждому своему участнику шанс учиться друг у друга и получать обратную связь и поддержку. Группа также может помогать тем участникам, которым трудно выражать свои чувства и потребности.
 
Перечень проблем с которыми работают в условиях группы.
 
Проблемы, связанные с представлением о себе (идентичность, низкая самооценка, отсутствие представления о смысле и направлении своей жизни).
Симптоматические проблемы (тревожность, депрессия, соматизация, трудности в учебе или работе, неумение  эффективно справляться со стрессом, нарушение сексуальных функций).
Эмоциональные проблемы (отсутствие осознания своих чувств, невозможность выражать свои чувства, неумение управлять эмоциями, обсессивность).
Проблемы межличностного функционирования (невозможность к установлению близких отношений, специфические межличностные конфликты, отсутствие доверия, чрезмерная зависимость, чрезмерная уверенность, наигранность, созависимость).
 
Как происходят изменения?

Если мы теперь продвинемся от теории к практике, мы сможем немного дальше попытаться проследить естественную историю вовлечения индивидуума в группу. Пациент приходит к терапевту со сложной проблемой: он попал в переплет, с несчастным браком, постоянные неудачи на работе, боязнь замкнутых пространств, это может быть что угодно. На самом деле он говорит терапевту: я не могу решить мою проблему; помогите мне. Врач отвечает: Присоединяйтесь к этой группе; это может помочь. Что это фактически подразумевает? Новый член ожидает, что подробно представит свою проблему группе, и воспользуется не одним, а множеством источников совета, одобрения и поддержки. На самом деле он обязан говорить о своей проблеме, однако поначалу он может это делать неохотно, потому что это его первое выступление (entree), его право на место в группе. Если он ничего не говорит, его, в конечном счете, спросят: «Почему он находится здесь?», и для привлечения внимания группы необходимо вызвать сочувствие, т.е. ответ должен, по меньшей мере, отражать суть представленной проблемы. Это - необходимая часть процесса инициирования, которая является конфессиональной стадией, формирующей доверие. Она обеспечивает выполнение нескольких краткосрочных функций: главным образом, представление новым участником себя не спрашивающим (supplicant), а просителем. В зависимости от стадии развития и степени зрелости существующей группы, можно выделить период, когда презентация проблемы (которую теперь я буду называть Проблемой) индивидуумом принимается группой, которая указывает на свое принятие посредством выражения сочувствия, совета, некоего сравнения и противопоставления со своими собственными Проблемами. Однако, спустя некоторое время, презентация Проблемы таинственным образом снижается. Существует ограничение по времени, в течение которого группа готова выражать свое отношение, и, возможно, новый член понимает, что «просто продолжая говорить об этом» ничего не меняет. Иногда оба эти чувства выражаются достаточно явственно. Во всяком случае, представляется, что на задний план выходит что-то, что на самом деле не является Проблемой, не тем, во что предполагал вовлечь себя пациент, когда он присоединился к группе – это уступает место страстному обсуждению и участию со сменой ролей, отношений и поведенческих (бихевиористских) связей, которые составляют систему самой группы. Поэтому наш индивидуум с Проблемой, представляющий собой центральную точку системы, внутри которой существует его патология или Проблема, осознает, что он все больше интересуется тем, что не является его Проблемой - или Непроблемой. Это краеугольный камень (основной принцип), на котором строится изменение в индивидууме.
 
"Можно говорить о клинической и неклинической области применения группанализа.
В начале своего развития групповой анализ был связан с клиникой. З.Фоулкс по образованию и мышлению был прежде всего врачом, который после неврологической и психиатрической подготовки стал практикующим психоаналитиком. Группанализ рассматривался им прежде всего как метод лечения пациентов, в котором способность группы к саморазвитию используется как мощное терапевтическое орудие.
Ориентированная на решение клинических задач группа состоит обычно из 6-9 человек и дирижера (ведущего). В идеальном варианте такая группа встречается два раза в неделю. Длительность пребывания одного человека в группе варьирует от шести месяцев до нескольких лет. Такая группа в равной мере может выполнять как профилактические, так и лечебные, реабилитационные или поддерживающие функции.
С развитием теории и практики группанализа сформировалось еще три направления.
Первое направление можно условно назвать социальным. Применение группового анализа дает серьезные результаты во всех видах организационного менеджмента, а также для целей развития социального осознания действительности и облегчения процессов социальной адаптации и разрешения социально-психологических конфликтов. В зависимости от конкретных задач, подобного рода работа может проводиться не только с малыми, но и со средними (14 - 30 человек) и большими группами.
Вторая область нетерапевтического использования группанализа связана с обучением, и, в первую очередь, с профессиональной подготовкой и поддержкой лиц "помогающих" профессий - психологов, врачей, социальных работников, учителей и т. п.
Третье направление связано с использованием группаналитического подхода при работе в так называемых группах личностного роста. Имеется в виду групповая работа с людьми, которые не нуждаются в терапевтической помощи, но желают глубже исследовать самих себя, понять и развить свои скрытые личностные возможности."

 В. Шамов, Т. Дмитриева "Основы группового анализа"
 
ИСТОРИЯ  ГРУППАНАЛИЗА В РОССИИ.
 
История ОГРА восходит к началу осени 1990 г., когда в Ленинград (тогда ещё он так назывался) по приглашению группы заинтересованных специалистов приехал провести семинар британский групповой аналитик Раймонд Блэйк. В те годы, когда страна только недавно ещё получила возможность узнавать то, что предшествующими десятилетиями считалось "идеологически чуждым", психоаналитические направления в психологии и психотерапии вызывали большой интерес. Поэтому приезд Блэйка и его готовность к продолжению сотрудничества оказались замеченными, и он собрал вокруг себя всех, кто в те годы интересовался психоанализом и его различными направлениями. Результатом этого стало проведённое в январе 1991 г. учредительное собрание, которое объявило о создании Общественной организации Ассоциация группового анализа (АГрА). Первым президентом АГрА был избран профессор ЛенГИДУВа Ю.М. Губачёв, посвятивший многие свои работы исследованиям психосоматических отношений в медицине. Информация о новой профессиональной ассоциации, имеющей тесные контакты с лондонским групповым аналитиком и предполагавшей организацию систематического обучения у нас, быстро распространилась по городу. В результате в течение последующих двух месяцев к АГрА присоединились более десятика специалистов этого направления, включая таких известных, как М.М. Решетников и В.В. Зеленский. В течение 1991 г. приезды Блэйка в наш город стали регулярными и повторялись трижды. Члены АГрА знакомились с теорией, участвовали в группе, и хотя, по мере знакомства с групповым анализом, часть членов организации связала свои интересы с другими психоаналитическими направлениями и покинула АГрА, предпочтя ему классический психоанализ, аналитическую психологию или другие направления психотерапии, оставшийся костяк из примерно 20 человек продолжал поддерживать связь с британскими учителями. Семинары с ними организовывались по 3-4 раза в год, регулярно собиралась группа. После того, как в 1993 г. президентом ОГРА был избран Г.В. Бурковский, контакты с Лондонским IGA стали более широкими и речь зашла об организации систематического обучения в Санкт-Петербурге. Одновременно АГрА стала оформляться как организация, и в 1994 г. она была зарегистрирована в качестве общественного объединения.
Следующий этап развития АГрА ознаменовался тем, что в 1994-95 гг. Лондонский IGA начал в Санкт-Петербурге проведение вводного курса по групповому анализу, в котором приняло участие 32 человека, включая весьма известных специалистов (список участников прилагается). В качестве преподавателей вводного курса приехали D. Kennard, J. Roberts и B. Elliot (руководитель оргкомитета со стороны АГрА - Бакирова Г.Х.). 
После успешного завершения вводного курса, который был на то время одним из первых опытов систематического обучения психоаналитического направления в России, АГрА продолжила контакты с Лондонским институтом для продолжения обучения. Однако из-за недостаточности финасирования дипломный курс пришлось отложить. Отчасти из-за неясности перспективы, отчасти под действием активности представителей других направлений психоанализа и психотерапии, начавших обучение в Санкт-Петербурге, часть членов АГрА уходит из группового анализа. Так, группа специалистов (Е.А. Иванова, Н.М. Лебедева и Д.Н. Овечкин) выходят из АгРА и организовывают Санкт-Петербургский Ин-т гештальта. Но АГрА продолжает функционировать и развивать свой интерес к групповому анализу. К этому времени относятся первые опыты набора и ведения групп в группаналитической технике членами АГрА, участие в конференциях, издание методических пособий по групповому анализу. Также АГрА, президентом которой становится В.А. Шамов, сохраняет контакты с Лондонским IGA, в результате чего этот институт проводит второй вводный курс в 1997-98 гг. (руководитель оргкомитета со стороны АГрА - Молчанова А.В.), который заканчивают ещё 24 участника, преподавателями приезжали J. Campbell, G. McNally и P. McGraff. Отличительной чертой этого курса было то, что в нём приняли участие специалисты из других городов России (Москвы, Воронежа, Ярославля и др.) и из Эстонии, которые, вернувшись домой, познакомили своих коллег с этим направлением, а также многие из них продолжили поддерживать связи с АГрА.
После завершения курса снова возникли сложности с продолжением обучения. Поэтому часть членов АГрА переходит в другие проекты, которые начали реализовывать обучение групповому анализу, в частности в Тернополе. В это время, ввиду снижения интенсивности взаимодействия с Лондонским IGA, наша организация устанавливает контакты с Нью-Йоркским центром групповых исследований (CAGS) при посредничестве группового психоаналитика H. Stern. В 1998 г., при посредничестве В.А. Шамова, создаётся тренинговая группа из членов АГрА, которая существует до сих пор, и которая позволила многим специалистам познакомится с работой этого специалиста и техникой этого направления. Позже специалистами CAGS был проведён двухлетний курс обучения на базе АГрА (руководитель оргкомитета со стороны АГрА И.В. Пажильцев), который закончили 28 человек, в т.ч. из других регионов страны. Это знакомтво с современным групповым психоанализом оказалось достаточно плодотворным и существенно повлияло на группаналитическую практику в Санкт-Петербурге.
Также в это период руководство АГрА решило сделать акцент в своей деятельности на организации собственных тренингов: всё-таки организация объединяла в себе основную часть специалистов, наиболее подготовленных в области группового анализа в России. В это время усилиями президента АГрА В.А. Шамова организуются курс обучения "Основы группового анализа" на базе ВЕИПа, который получает государственную аккредитацию, в дальнейшем было проведено 6 выпусков этого курса, как в Санкт-Петербурге, так и в других городах (Москва, Норильск). Также в 2000 г. им разрабатываются квалификационные категории АГрА в области группового анализа, которые были призваны установить определённые стандарты для оценки квалификации специалистов в области группового анализа на основе их практического опыта ведения групп. В это же время проводится первая конференция, организованная АГрА, призванная установить контакты и обмен опытом между групповыми аналитиками разных стран и регионов (руководитель оргкомитета И.В. Пажильцев). В дальнейшем эти конференции стали ежегодными и собирали участников из разных городов России и стран Европы.
В дальнейшем, после того, как в 2002 г. президентом АГрА становится И.В. Пажильцев, обучающие курсы начинают проводится не только на базе ВЕИПа, но и в сотрудничестве с другими организациями. Проходят курсы в Барнауле, Новосибирске, Алма-Ате. Одновременно создаётся Тренинговый комитет АГрА, задачей которого становится оценка профессионального уровня специалистов для определения их квалификационного статуса, а также оценка курсов обучения, которые проводятся от имени АГрА, и более обще, разработка требований к специалистам и обучению. Одновременно с этим вновь активизируются контакты с Лондонским IGA с целью организации в Санкт-Петербурге дипломного курса по групповому анализу, который был бы признан EGATIN. Первоначально он планировался к проведению совместно Лондонским IGA и Литовским группаналитическим обществом с целью удешевить проект, но в дальнейшем большиснтво общества решило ограничиться только Лондонским IGA. Наконец, АГрА вступает в EGATIN и сразу получает продвинутое членство, проводившиеся АГрА курсы обучения произнаются в качестве вводных.
После избрания президентом Т.В. Дмитриевой первым делом решается вопрос о перерегистрации организации в соотвесвтии с законодательством 2000 г. С этого времени Общественное объединение Ассоциация группового анализа (АГрА) становится Некоммерческим партнёрством Общество группового анализа (ОГРА). Также в 2005 г. на базе ОГРА начинается проведение Лондонским IGA Дипломного курса обучения по групповому анализу, которое стало основным объектом деятельсноти ОГРА на протяжении пяти лет. Эта работа продолжается последующих нескольких президентов ОГРА - Е.Н. Белова, М.И. Ериша и Е.А. Билим. Поскольку обучение требовало интенсивной включённости и напряжения, другие формы активности ОГРА на время приостановились, хотя часть членов ОГРА продолжало проводить обучающие программы на базе ВЕИП. Но уже в 2010 г. возобновляется проведение конференций, которая сразу привлекает интерес. 
После завершения курса и появления в ОГРА дипломированных групповых аналитиков она подаёт заявку на пересмотр своего членства в EGATIN на полное, которая была удовлетворена в 2012 г. В этот период президентом Общества становится О.В. Аксиненко. Одновременно с этим продолжает работу тренинговый комитет ОГРА, пересматривая квалификационные критерии ОГРА и программы обучения в соответствии с требованиями EGATIN. Вновь возобновляется обучающая деятельность и члены ОГРА проводят аккредитованные ей вводные курсы с перспективой начала дипломного курса по групповому анализу. В значительной степени расширяются связи с развившимися за это время группаналитическими организациями в России (прежде всего с Московским обществом группового анализа - МОГА) и других близлежащих республик (Эстонии, Литвы), а также организуется курс обучения в Казахстане. Организован Институт Группанализа в Новосибирске. Движение в этом направлении продолжалось на протяжении последних двух лет, во время президенства Г.Х. Бакировой,Савиных, Шамова. Также продолжались регулярные контакты с Лондонским IGA, который в настоящее время продолжил обучающую работы в Санкт-Петербурге, начав в этом году на базе ОГРА курс обучения супервизии в группе, организуются регулярные конференции, создан сайт ОГРА http://groupanalysis.ucoz.ru/,Сообщество активизировано в социальных сетях.
Если Вы заинтересованы возможностью участия в данной группе, я готова встретиться с Вами. В ходе нашей встречи мне было бы интересно узнать о Ваших текущих психологических трудностях, которые Вы бы хотели разрешить с помощью группанализа и, возможно, в ходе нашей беседы мы могли бы придти к некоторому пониманию, почему эти трудности когда-то возникли и что их в данное время заставляет сохраняться. Так же мы вместе решили бы вопрос о том, является ли группанализ тем методом, который сможет разрешить как раз Ваши проблемы и ответить на Ваши вопросы. Иногда может потребоваться несколько индивидуальных встреч.

 
адрес электронной почты
 
bugrova_sa@inbox.ru

 


 

Календарь

«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Друзья сайта

Архив записей

Поиск