ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ. ГРУППАНАЛИЗ.

Понедельник, 06.05.2024, 02:52

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

"Особенности эмоциональных отношений к родителям у женщин с различной удовлетворенностью партнерскими отношениями" Н Майорова.

 

1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЗНАЧИМЫХ ОТНОШЕНИЙ ЖЕНЩИНЫ

1.1 Значение ранних детско – родительских отношений для развития личности

я,

Новорожденный появляется на свет полностью зависимым от объекта. Первый объект для младенца – это мать.  З.Фрейда  пишет : "Младенец еще не отличает своего Я от внешнего мира как источника приходящих к нему ощущений. Его постепенно обучают этому различные импульсы... Самый желанных из них — материнская грудь,  призвать которую к себе можно только настойчивым криком. Так Я противопоставляется некий объект, нечто находимое вовне, появляющееся только в результате особого действия. Дальнейшим побуждением к вычленению Я из массы ощущений, а тем самым к признанию внешнего мира, являются частые, многообразные и неустранимые ощущения боли и неудовольствия. К их устранению стремится безраздельно господствующий в психике принцип удовольствия. Так возникает тенденция к отделению Я от всего, что может сделаться источником неудовольствия. Все это выносится вовне, а Я оказывается инстанцией чистого удовольствия, которому противостоит чуждый и угрожающий ему внешний мир...

Так Я отделяется от внешнего мира. Вернее, первоначально Я включает в себя все, а затем из него выделяется внешний мир. Наше нынешнее чувство Я — лишь съежившийся остаток какого-то широкого, даже всеобъемлющего чувства, которое соответствовало неотделимости Я от внешнего мира...

С трех сторон нам угрожают страдания: со стороны нашего собственного тела... Со стороны внешнего мира, который может яростно обрушить на нас свои огромные, неумолимые и разрушительные силы. И, наконец, со стороны наших отношений с другими людьми. Страдания, проистекающие из последнего источника, вероятно, воспринимаются нами болезненнее остальных; мы склонны считать их каким-то излишеством, хотя они ничуть  не менее неизбежны и неотвратимы, чем страдания иного происхождения   [46]

 По З.Фрейду , развитие личности индивида разворачивается в виде последовательных стадий, связанных с сексуальным развитием. Начало  каждой стадии сопряжено с биологическим созреванием эрогенных зон и стремлением  к разрядке напряжения, осуществляемых с их помощью. [47]

Представители психоаналитической теории объектных отношений , писали   о том что развитие личности происходит в отношениях, они занимались  изучением  интернализации опыта взаимодействия субъекта  со значимыми фигурами, или «объектами» его любви.[47]

Теория объектных отношений — общий термин, обозначающий подход в психоанализе, который рассматривает метапсихологические и клинические вопросы в свете динамики интернализованных объектных отношений. Утверждается, что основным  мотивом жизни является потребность человека в установлении удовлетворяющих его взаимоотношений, и в этом смысле людей можно представить как искателей объектов, которые обеспечат им желательные связи. С позиций этой теории психический аппарат зарождается на самых ранних этапах интернализации объектных отношений. Стадии развития интернализованных объектных отношений, а именно: стадии инфантильного аутизма, симбиоза, отделения-индивидуации, объектного постоянства, представляют самые ранние структуры психического аппарата. Раздельные элементы — представление о себе, об объекте и диспозиция аффекта, объединяющая их, — выступают в качестве основных субструктур этих  этапов развития; постепенно они формируются в более сложные структуры, такие как представление о реальном и идеальном «Я», реальном и идеальном объекте. Этот период охватывает первые 3 года жизни и включает самые ранние субструктуры психического аппарата, которые постепенно дифференцируются и е интегрируются в «Я», Сверх-Я и Оно. [51]

В объектных отношений  интрапсихические конфликты  связаны с противоречивыми представлениями о себе и об объекте. Эти конфликты, порождают невротические симптомы и патологические черты характера, имеют динамическую структуру,  состоящую из конфликтных интернализованных объектных отношений [50]

         С точки зрения  теории объектных отношений, внутренний объект делится на три составляющие: удовлетворяющий потребности, или идеальный объект; фрустрирующий потребности, или  антилибидинальный, объект, пробуждающий потребность, или либидинальный, объект. Самость имеет соответсвующие части – Центральное Эго, антилибидинальное Эго и либидинальное Эго.[43]

Новорожденный появляется на свет полностью зависимым от объекта. 

 Младенец не тестирует реальность,   он живет в мире фантазий и галлюцинаций, он абсолютно не способен к автономному существованию. Когда младенец появляется на  свет , он какое –то время существует только в своей внутренней реальности. Внешней  реальности  для   него пока нет.

    РД.Винниконт пишет , что развитие  личности – процесс развития зависимости  от объекта. Человеческое Я развивается  исключительно  в сфере отношений  и в процессе отношений.

Ребенку необходимо получать поддержку на ранних  ступенях психического развития развития. Эту поддержку обеспечивает ребенку мать или тот, кто заботится о нем.  Р.Д. Винникот вел  понятие  в психоанализ –достаточно хорошая мать .Хорошая  «мать» -это человек ,который   приспосабливается к потребностям ребенка. Мать почти полностью приспосабливается   к потребностям ее младенца. А с течением времени она приспосабливается все меньше и меньше, в соответствии с растущей  возможностью  ребенка справиться в случае ее ухода.[11]           Поддержка материнского  «Я» облегчает  организацию «Я» ребенка. В конечном  счете , ребенок  становится способным  утверждать свою индивидуальность , у него появляется чувство идентичности. Основу этого  процесса  составляет ранняя связь , устанавливающаяся  между матерью и младенцем, когда они  являются  единым целым. Мать идентифицируется  с ребенком  ,   оставаясь взрослым человеком. Также и  ребенок переживает  свою идентичность с матерью в моменты контакта с нее. С точки зрения ребенка, на свете  нет ничего  кроме него самого. И поэтому вначале мать тоже  часть ребенка. [12].  Младенец и материнская забота составляют единство. Младенчество является той фазой, на которой младенец  зависит от материнской заботы. Эта забота  опирается на материнскую эмпатию.  Возможность младенца    в ходе своего развития  овладеть ид,  осуществляется  благодаря материнской заботы; материнское Эго  снабжает  необходимыми средствами Эго младенца и, тем самым, делает его  сильным и  стабильным.  В  дальнейшем э го младенца становиться  свободным от Эго-поддержки матери настолько, что младенец достигает  психического отделения от матери и дефференцации, обретая отдельную личную самость.

Как результат  успеха  в материнской  заботе младенец  приобретает  непрерывность  существования (бытия) , которая является основой Эго.[15]

 Д. Боулби описал в своих работах фундаментальную роль привязанности  младенца к матери. Он описал модель привязанности:

-Надежная привязанность –результат  адекватного контакта с матерью.

-Тревожная привязанность – сила  отягощена неуверенностью, угрозой или реальным расставанием.

-Отчужденность –ребенок отказался от связи с первичным объектом и испытывает  трудности  с формированием  какой –либо привязанности [6]

Эта последовательность описывает  спад доверия к матери и семье. Осуществляющийся  в  первые 3 -5 лет и в дальнейшем превращающийся в  проблемы с привязанностью.

Ощущение непоследовательности, тревожности и ненадежности объекта привязанности, ранняя потеря объекта,  открытая или  скрытая угроза быть покинутым ( например , родительские ссоры, в которых  ребенок чувствует  такую угрозу) – все это  вносит  существенный вклад  в формирование тревоги и ощущения ненадежности  привязанности.[43]

Сформированная ранняя привязанность с матерью является важной для дальнейшего развития ребенка, ее проявления  можно увидеть и у взрослых людей.  На ее основе взрослые люди строят свои межличностные отношения.

Продвижение ребенка от ранней привязанности к сепарации было тщательно изучено Малер Малер. Особенности этого  пути имеют значительное влияние на  партнерские отношения  во взрослой жизни.

Маргарет Малер предположила, что  психические репрезентации <я> и объекта строятся постепенно по мере развития отношений с объектами, и поставила перед собой задачу определить природу этапов этого развития. Данные, полученные из исследования, привели М.Малер и ее коллег к рассмотрению этапов этого развития , она назвала это процессом разделения - индивидуации. Процесс сепарации-индивидуации начинается после того , как на смену  первичной привязанности, представляющей собой некое слияние, приходит симбиотическая связь мать-дитя.[43]

М. Малер выделяет в процессе сепарации-индивидуации четыре подфазы:

  1. Дифференциация (от пятого-шестого до десятого месяца жизни), отличающаяся нарастающим осознанием заинтересованности ребенка в событиях внешнего мира и «вылуплением» из симбиотического единства.

2. Упражнение (между десятым и пятнадцатым месяцами жизни), характеризующееся испытанием и оценкой зарождающихся моторных и когнитивных навыков, развитие которых приводит к дальнейшей физической и психологической сепарации. Однако на этом этапе развития ребенок еще не может обойтись без поддержки со стороны матери, присутствие которой необходимо для эмоциональной подпитки, особенно в состоянии упадка сил или усталости.

  3. Восстановление (между шестнадцатым и двадцать четвертым месяцами жизни) отражает процесс  разрешения интрапсихического кризиса, связанного с противоречивыми желаниями оставаться вместе с матерью, с одной стороны, и быть самостоятельным, осознающим себя в качестве независимого индивида – с другой. Интенсивность амбивалентности постепенно убывает, и у ребенка развивается более реалистичное восприятие себя,  возрастает автономия. В этой подфазе трудности, возникающие между матерью и ребенком, отражаются в конфликтах анальной и ранней эдиповой фаз психосексуального развития.

  4. На пути к константности объекта (между двадцать четвертым и тридцатым месяцами жизни) – период, когда ребенок начинает интересоваться качеством и функцией психического репрезентанта матери. М.Малер отмечает: «Говоря о константности объекта, мы имеем в виду, что образ матери становится интрапсихически доступным ребенку точно так же, как либидинозно доступна реальная мать – для поддержки, комфорта и любви» [51]. Интрапсихическая репрезентация матери получает позитивный катексис даже тогда, когда ребенок сердится на мать или отделяется от нее на некоторое время.

Поскольку ни воспоминания, ни психические репрезентанты не могут полностью заменить реальной любви объекта, период «на пути к константности объекта» представляет собой безграничный, длящийся в течение всей жизни процесс, который никогда не может стать завершенным. Константность объекта и взаимные удовлетворительные объектные отношения оказывают значительное влияние на развитие Эго, и наоборот [51].

Отражение  этих фаз можно проследить и в отношениях пары. Некоторые  пары цепляются друг за друга симбиотически,  другие прибегают  к отклоняющимся  от нормы  способам поведения ( например , садомазхизм).  Потому что сепарация для них непереносима, а третьи находятся в постоянном движении  от разрыва к восстановлению отношений, как будто не могут сохранить  совою  индивидуальность, если расстояние между  ними и партнером  слишком сокращается, но и отпустить партнера  тоже не могут из страха потерять  объект или самих себя.  Неудачи  в создании надежной привязанности и отделения, страх   потери  объекта этой привязанности, в дальнейшем  выражается  в межличностных отношениях между партнерами, они так и остаются   признаками детской боязни лишится  любимого объекта.[6]

В ранних отношениях  матери и ребенка закладывается основа для формирования дальнейших отнощений.  Милтон Эриксон считает, что  из ранних отношений с матерью формируется ощущение человека во внешнем мире, насколько мир будет для него безопасным. Надежная привязанность ребенка к матери в первые годы жизни закладывает основы чувства безопасности и доверия к окружающему миру Но доверие — это всегда двухсторонний процесс, и если подросший ребенок никому не сможет довериться, то и ему с большой долей вероятности мало кто будет доверять. Можно предположить, что у такого ребенка, а потом и взрослого человека, могут быть  проблемы с общением.Возомно, что ему будет сложно заводить друзей, общаться с противоположным полом. Ему вообще трудно доверять людям, и если он и старается быть общительным и дружелюбным, то в глубине души, даже не осознавая этого, этот человек все равно считает, что «мир — это опасное место и доверять другим нельзя, потому что они все равно обманут». [10]

 "Матери, я думаю, создают чувство доверия у своих младенцев таким обращением, которое соединяет в себе чуткую заботу о личных нуждах ребенка с непоколебимым ощущением личной надежности в структуре доверия данной культуры" [11]

 

Эдипальная фаза развития

Важнейшие значение на характер  отношений между партнерами  ин эмоциолнальный фон в отношениях   оказывает влияние развитие и прохождение Эдипального периода в детском возрасте.          

  Эдипов комплекс – упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей.[28]

Эдипальный период характеризуется либидинозным желанием ребенка направленным на родителя. Позитивный эдипов комплекс – ребенок испытывает  любовные чувства к родителю противоположного пола, родитель своего пола становится соперником. Негативный эдипов комплекс – ребенок испытывает  любовные чувства к родителю своего пола, родитель противоположного пола  становится соперником. Эти формы сбалансированы в каждом ребенке. Выражение Эдипов комплекс появляется в работах З. Фрейда лишь в 1910году « Это открытие было  подготовлено психоанализом пациентов  и сделано З. Фрейдом  во время  самоанализа, который привел его к признанию  в себе любви к матери и смешанной  с любовью и ревности к отцу: 15 октября 1897г : он писал Флиссу: «… становится  понятно , почему «Царь Эдип» захватывает  нас с такой силой (……); греческий миф выявляет  навязчивое  состояние, которое  признает , прослеживает в себе каждый человек»[28]

Ребенок переживает конфликт амбивалентностей с  каждым из родителей, и одновременно с каждым из родителей он конфликтует за любовь другого. Также на этой стадии  ребенок переживает конфликт  -  между идеалами разных стадий развития. Идеалы эдиповой  фазы  нередко входят в противоречия с идеалами  предыдущих фаз. Если идеалы фазы  сепарации- индивидуации определялись  ситуацией симбиотического слияния с матерью, то ситуация эдиповой фазы   ставит новый идеал: сохранить отношения с матерью и желание выбора отца в  качестве нового  объекта влечения.

Рональд Бритон рассматривает  начало эдипальной ситуации с  осознания сексуальных взаимоотношений между родителями:  «Эдипальная ситуация начинается с осознания ребенком  отношений между родителями в   примитивной  или неполной форме. Свое развитие она получает  в соперничестве ребенка с одним из  родителей за обладание другим, а разрешается  отказом ребенка от своих сексуальных  притязаний  к собственным родителям в результате  признания их сексуальных отношений» [7]  Признание ребенком отношений  родителей друг с другом  объединяет его психический мир,  ограничивая его  одним , совместным  с  родителями миром, в котором могут   сосуществовать различные  объектные отношения. Замыкание эдипального  треугольника  признанием связи  соединяющей родителей, обеспечивает внутренний мир  ограничивающей стороной. Оно создает  « триагулярное пространство» - пространство ограниченное  тремя персонажами эдипальной  ситуации и всеми потенциальными взаимоотношениями.  Появляется возможность  участвовать в отношении или быть  в отноешнитях ,а также наблюдателем  взаимоотношений двух людей. Исходно  эта родительская связь    понимается в примитивных  частично – объектных терминах  и в модусах оральных, анальных  и генитальных желаний ребенка, а также  посредством его ненависти,   выраженной в оральных , анальных и генитальных терминах .Если связь между родителями , воспринятая с любовью и ненавистью, оказывается в душе ребенка выносимой, она обеспечивает его пртотипом объектного отношения третьего типа. В котором он является свидетелем , а не участником.[7]

Ж.Бержере (J.Bergere) определял Эдипову фазу, как: «1 - фундаментальную проблему социального измерения; 2 -  конфликтную и структурирующую; 3 – историческую, в смысле ее появления в относительно ранний момент развития каждого индивида. 4 – универсальную; 5 - и наконец, точно определенную триангулярной структурой, образуемой ребенком, его естественным объектом и носителем закона[15] 

«Эдипов комплекс – основа структурирования личности и формирования  человеческих желаний» (12)  В Эдпальный период происходит переход от материнского к отцовскому.  Этот  период связан с принятием запретов,  а так как культура налагает запреты, то это еще и вхождение в культурную, социальную жизнь,  рождение в символическом порядке . Лакан считает: « что  Вхождение в собственно в человеческий регистр  связано с Эдипом, законом, Другим, Кастрацией, Отцом, Именем Отца.» « Функция отца, как показал Фрейд в книге «Человек Моисей и монотеистическая религия», заключается  в том, чтобы разорвать  симбиотические, биологические, аффективные узы и ввести ребенка в область  социального , законного , в царство представлений, суждений, памяти.»[28]

Ж. Лакан говорит  «об эдиповом комплексе до Эдипа, указывая на предшествующее появление отца функционированию фаллоса. Другой  Объект – Воображаемый Фаллос. Он действует  как воображаемый отец. Это доэдипальное время Эдипа характеризуется обоюдной нехваткой: неполнотой матери, о которой свидетельствует наличие у нее желания как такового, и неполнотой  ребенка, неспособного удовлетворить ее желание. Воображаемый фаллос и представляет эту нехватку. Одним из выходов из складывающейся  ситуации – отождествление  с объектом желания матери, с фаллосом. Тем самым ребенок может сохранить  удовлетворение своего собственного желания быть исключительным объектом  желания матери.» [29]

Второй этап  эдипового комплекса,  « отмечен появлением воображаемого отца. Этот отец налагает  закон на материнское желание, отказывая ей к доступе к фаллическому объекту, и устанавливает  запрет  ребенку на  инцест –желания.» … « Отец для ребенка  теперь – соперник в борьбе за желание матери».[31]

Третий этап эдипова комплекса – появление символического отца. « Субъект  освобождается  от невозможной и порождающей  тревогу  задачи быть фаллосом, поскольку им уже обладает  отец. Достаточно  идентифицироваться  с фаллическим отцом, с его господствующим  означающему. Благодаря символической идентификации преодолевается  агрессивность  первичной идентификации воображаемой» [31]

«Имя Отца описывается как господствующее означающее, дарующее субъекту его идентичность, именующее его, наделяющее местом в символической цепи и одновременно устанавливающее запрет на инцест‑желание. В Имени Отца – носитель символической функции, отождествляющей его лицо с Законом». [29]

Так вот имя Отца как раз и помещено в сердцевину некоего закона, который лимитирует каприз каждого из нас. Звучит этот закон примерно следующим образом: "Ты не должен быть зависим исключительно от собственного каприза или от каприза другого и, прежде всего, ты не должен быть зависим от каприза своей матери". Вот тот закон, который должен дать место субъекту и место его желанию. [29]

К тому же следует настаивать на основополагающем характере Эдиповой фазы, поскольку она представляет собой исходный узел всех человеческих взаимоотношений по ее фундаментальной роли в структурировании личности и ориентации, которое должно приобрести желание взрослого человека, роли, которая подтверждается основными свойственными ей функциями, в первую очередь:

- окончательного выбора объекта любви;

- перехода к генитальности;

- формирование Сверх-Я и Идеала-Я»

В этот период образуется Супер-Эго – система психики, ответственная за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов [51]. Супер-Эго представляет собой интернализацию родительских установок и ценностей в виде совести, призванной контролировать сексуальные и агрессивные влечения эдиповой фазы, которая инициирует аффект вины и наказания за проступки. Хотя в системе Супер-Эго присутствуют элементы доэдиповой и послеэдиповой фаз, основной вклад в нее вносит именно эдипов период. Кроме этого, в результате идеализации в структуре Супер-Эго формируется Эго-идеал. Двумя основными исходными частями Эго-идеала являются идеальные концепции Я (self) и идеализированные качества объектов любви. В целом, Эго-идеал соотносится с ценностями, стремлениями и притязаниями родителей. Несоответствие этим стандартам, как правило, ведет к появлению чувства стыда [51].

 

Развитие ребенка на латентном периоде и прохождение пубертата.

По завершении формирования эдипова комплекса, в начале шестого года жизни, наступает латентный период, который продолжается до подросткового возраста. На этой фазе снижается давление сексуальной активности. происходит десексуализация объектных отношений  (отмечается преобладание нежности над сексуальными желаниями), появляются такие чувства, как стыд и отвращение, возникают нравственные и эстетические стремления . Ребенок направляет все внимание на внешний мир, развивая психические, когнитивные и социальные навыки контактов с множеством воспринимаемых объектов. [29] Латетный период  ставит перед ребенком задачу социализации.  Супер –Эго начинает  проявялть первые признаки  автономии от родительских установок, у ребенка появляется возможность  оценивать события с этически-моральной точки зрения независимо от  родительского взгляда на эти вещи. 

В подростковом возрасте завершается формирование таких специфических функции Эго, как способность развивать эмоциональные, дружеские отношения с другими людьми даже при наличии враждебных чувств. Эта способность тесно связана с формированием позитивных психических образов этих объектов. Способностью является сохранение стабильных позитивных объектных отношений и соответствующих им психических репрезентаций в течение долгого времени, несмотря на отдельные эпизоды враждебного взаимодействия. Психологические изменения, происходящие на этой фазе развития интернализованных объектных отношений, помогают человеку обрести уникальное чувство собственной идентичности [50].

Главные задачи подросткового периода:

1) Окончательный   отказ  от родителей , как объектов любви и агрессии

2) Отказ  от родителей  как авторитетных фигур

3) Нахождение  новых авторитетных  фигур  и новых объектов влечений за рамками родительской семьи.

1.2 Значение родительских фигур в формировании идентичности женщины

 Стабильное и позитивное чувство женской идентичности  является основой для построения гармоничных отношений с партнером. Формирование женственности рассматривается в контексте психосексуального развития, развития объектных отношений,и чувства "я", Суперэго и Эго и определяется как развитие ощущения личной, женской, сексуальной идентичности. [42]

ИДЕНТИЧНОСТЬ Относительно продолжительное, но не обязательно стабильное восприятие себя как уникального, когерентного, единого во времени. Чувство идентичности, субъективное переживание, возникает с осознанием ребенком того, что он существует как индивид в мире среди других сходных внешних объектов, но обладает и собственными желаниями, мыслями, воспоминаниями и внешним видом, отличными от других. Таким образом, 'термин идентичность... означает одновременно и устойчивую внутреннюю тождественность, и устойчивое сходство некоторых основных свойств с другими людьми' .[49] Развитие чувства идентичности имеет начало и продолжается всю жизнь, поскольку личная и сексуальная идентичность лица женского пола может разниться между собой в переживаниях себя как "я - девочка", "я - молодая женщина" или "я - старуха". На каждой переходной фазе жизненного цикла телесные изменения, изменения в нарциссизме, в объектных отношениях, в определяемых культурой образцах полоролевого поведения и в способах выражения своей сексуальности непременно влияют на образ собственного Я и изменяют его. "Чувство идентичности, субъективное переживание, возникает с осознанием ребенком того, что он существует как индивид в мире среди других сходных внешних объектов, но обладает и собственными желаниями, мыслями, воспоминаниями и внешним видом, отличными от других. Таким образом, "термин идентичность: означает одновременно и устойчивую внутреннюю тождественность: и устойчивое сходство некоторых основных свойств с другими людьми"[51]

Становления женственности описывается как формирование идентичности ребенка в процессе его развития, включающей в себя следующие компоненты:

     -половая идентичность. Базисное ощущение собственной женственности, сопровождающееся убежденностью в принадлежности к женскому полу, чувство внутренней тождественности   и своей отличности от других. Предшественниками половой идентичности являются телесное Я, ранний образ тела и диадическое ощущение не Я»

  -полоролевая или сексуальная идентичность. Процесс идентификации с обоими родителями, который вводит ребенка в контекст социальных взаимоотношений через освоение культурных предписаний, запретов, ожиданий, ролей и формирует у него внутреннюю схему, определяющую его место в отношениях с другими.

Установление половой идентичности или первичная женственность у девочки происходит в контексте диадических отношений с матерью через раннюю идентификацию с ней и формирование образа тела , предназначенных стать сознательными представительствами ее женского тела. Первичная женственность возникает  в связи с ощущением ребенком своего собственного тела. Девочка создаёт образ тела в результате воссоединения оральных, генитальных, анальных ощущений, которые возникают в результате  пеленания, купания, кормления,  и других взаимодействий с матерью. Помимо собственной активности, телесный опыт ребенка и его сознательные и бессознательные фантазии вбирает в себя то, как  именно мать физически и эмоционально обращается с телом младенца и его нарождающимся Собственным Я. Внутренний образ матери, создающийся при это, и есть тот образец, с которым дочь будет всю жизнь стремиться идентифицироваться, так и отойти от него. "Конечно, многое из интрапсихического представительства своего тела и своих гениталий у женщины будет отражать как либидинозное и нарциссическое значение, которое мать придавала физическому и психологическому Собственному Я дочери, так и ту степень, в которой мать передала ей свои бессознательные страхи, касавшиеся ее собственных телесных и сексуальных функций" [51] "Именно мать первой обозначет эрогенные зоны своего ребенка, разными способами сообщая, какова должна быть либидинозная и нарциссическая загрузка (или противозагрузка) эти зон и связанных с ними функций. В некоторых семьях может фактически отрицаться даже само существование некоторых органов и телесных функций. Из-за своего собственного внутреннего беспокойства по поводу зональных позывов и сексуальных запретов мать может легко передать своим детям хрупкий, отчужденный, лишенный эротизма или даже уродливый образ тела"[34]

Сексуальная или полоролевая идентичность  - "относится к фаллически-эдиповой и эдиповой интеграции детских сексуальных "исследований", страха кастрации, зависти к пенису и трехсторонних объектных отношений в личный эротизм. Другими словами, сексуальная идентичность является более поздней переработкой базисного полового чувства. Развитие сексуальной идентичности в эдиповой фазе характеризуется формированием понятий мужественности и женственности (отличающихся от базисного ощущения своей принадлежности к мужскому или женскому полу) и личным эротизмом, который выражается в сексуальных фантазиях и выборе объекта" Развивая целостное представление о матери, уверенность в "прочности" материнского объекта, способность устанавливать прочные диадические отношения с заботящимся лицом как отдельным человеком, несмотря на их амбивалентный характер (наполненность переживаниями привязанности и враждебности, зависти, страха и вины, создающие у ребенка установку возмещения) ребенок постепенно осознает существование других людей, обычно прежде всего отца, сначала обнаруживая их во внутреннем мире матери.

Переориентация либидо девочки с матери на отца представляет собой гетеросексуальный акт, который создает основу для всех будущих сексуальных отношений. Исходом эдиповой ситуации является возвращение части либидо девочкой матери; ее эдипова идентификация с матерью является продолжением ее самой ранней первичной идентификации (к тому же в контексте ее ранней зависимости и привязанности).

 

Влияние отношений с матерью на формирование женской идентичности

            Доэдипова привязанность дочери к матери меняется и развивается, но не прекращается. Как разъясняет Д.Дейч, женская психика состоит из наслоения отношенческих структур: "Обычно девочка обращается к отцу как объекту первичного интереса на фоне исключительности отношений с матерью, но этот либидинальный поворот к отцу не заменяет ее привязанности к матери. Девочка также сохраняет доэдипову связь с матерью (интенсивное отношение, связанное с вопросами первичной идентификации, первичной любви, зависимости и отделения) .Эти привязанности характеризуются эротизированными потребностями в исключительности, чувствах, конкуренции и ревности. Она сохраняет интернализированное первоначальное отношение, включая его последствия для характера определения ею себя, и интернализирует другие взаимоотношения в дополнение к нему, а не как его заместители"[49]

Жанин Шассге – Смиржель также  указывает о зависимости отношения к матери с отношениями к отцу, тем не менее она акцентирует свое внимание , что роль отношение отца к девочки влияет на формирование отношений с ним: « конфликтуализация отношения девочки к отцу будет зависеть от первоначального опыта с материнским  объектом, а также от особенностей, характерных для второго объекта. Если в отношениях  девочки с матерью  преобладает  хороший опыт  и  «нормальные», дозированные , постепенно  возрастающие фрустрации, необходимые для образования прочного гармоничного  Я, и если , к тому же  отец  обладает качествами , обеспечивающим  адекватную  поддержку проекции хороших  черт объекта,  и одновременно  достаточной строгостью , девочка сможет, благодаря фрустрациям, произвести смену объекта, осуществив бесконфликтные идентификации с матерью» [1] 

Интернализованное переживание "я" в первоначальных отношениях с матерью остается соблазнительным и пугающим: единство было бы блаженством, но, тем не менее, означало бы потерю "я" и абсолютную зависимость. "Девочка обращается к отцу за ощущением отдельности и за таким же подтверждением ее особенности, поскольку часто "матери воспринимают дочерей как единое с самими собой; их взаимоотношения с дочерьми часто носят характер "нарциссические", [21]

Отсюда мы приходим к «относительной хрупкости первичного нарциссизма:у девочек":Роль отца важна при построении объектных отношений девочки, и  отец девочки необходим для поддержиния нарцистического баланса».[21]

Нарушения в отношениях с матерью  могут мешать  девочке отделиться  и выборочно идентифицироваться с матерью, что препятствует формированию чувства  индивидуальности и ее собственного уникального ощущения приятной женственности. Причем  именно тревога матери, часто  проистекающая из ее бессознательных страхов и ожиданий, склонна тормозить вторую важную психологическую потребность ребенка,  его влечение к отделению. Иногда даже до рождения ребенка мать может сознательно или бессознательно относиться к ребенку как к своему либидинозному или нарциссическому продолжению, предназначенному уравновесить чувство внутренней ущербности, этот тип материнской либидозной загрузки часто приводит к желанию исключить отца как в реальной, так и в его символической роли.[20]

Партнерские отношения с мужчиной несут в себе неизбежную амбивалентность эдиповых и доэдиповых отношений.

ереносить сексуальность дочеЕсли у женщины в раннем детстве не было удовлетворительных отношений с матерью, которая могла бы при, то бессознательное ощущение враждебности и отвержения матери, препятствовавшей раннему развитию телесной чувственности, а позднее ее любви к отцу, может привести к усиленному бессознательному чувству вины в сексуальной близости с мужчиной, к которому она испытывает сильные чувства. При таких обстоятельствах нормальная смена объекта с матери на отца бессознательно искажена и ее отношения с мужчинами превращаются в садомазохистские. Если раскрывается нарциссическая структура личности, девочка может выражать свою сильную бессознательную зависть к мужчинам путем защитного обесценивания мужчин, которые любят ее, эмоциональной отстраненности и, возможно, нарциссически детерминированного промискуитета, что справедливо и для нарциссических мужчин. Чувство недоступного, садистического, сексуально отвергающего или соблазняющего и дразнящего эдипова отца может усилить эти ранние конфликты и их влияние на любовную жизнь женщины. [26]

 


 


Категория: Мои статьи | Добавил: bugrova (27.07.2011)
Просмотров: 4121 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Друзья сайта

Поиск

Категории раздела

Мои статьи [142]