ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ. ГРУППАНАЛИЗ.

Суббота, 24.02.2018, 07:14

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Групповой психоанализ А.Притц, Э.Выкоукаль
2.4. Герман Аргеландер:
расщепление группы по структурной модели
на Оно, Я и Сверх@Я
Концепция Г. Аргеландера основана на представлении о том, что
группа расщепляется на Оно, Я и СверхЯ; в соответствии с этим
даются интерпретации.
Группа как целое хотела бы дистанцироваться от чегото, что хотя и
принадлежит ей (каждый имеет в себе чтото из этого), но от чего труд
но избавиться. Сопротивление развивается в противоположном направ
лении. В нем прослеживается тенденция к индивидуальному отграни
чению, то есть несимпатичночуждое рассматривается как не имеющее
к нам отношения. Индивид участвует в этом групповом процессе и са
мым различным образом берет на себя функцию представителя. Груп
па как целое вырабатывает специфическую именно для нее внутрен
нюю структуру, внешнее поле взаимодействия отступает на задний план
перед внутренней динамикой, внутрисистемным конфликтом. Группа
страдает от давления своего чрезмерно ограничивающего СверхЯ и
стремится освободиться от него. [...] Если у аналитика хватает терпе
ния дождаться окончательного формирования этого внутреннего груп
пового процесса и если он стремится понять его смысл, то ему удается
уловить бессознательные мыслительные феномены, с которыми затем
можно работать с позиции психоаналитика.
Перенос и сопротивление группы, исходящие из ее внутренней ди
намики, принимают в поле переноса на терапевта то измерение, кото
Намеченная
цель
В интенсивной группе
благодаря заранее
ограниченным времен@
ным рамкам участникам
открывается доступ
к пространству психо@
аналитических возмож@
ностей, к будущему
психического развития.
Предполагаемая
причина
Интрапсихические
бессознательные
процессы затрудняют
восприятие реальности.
То, что происходило
там@и@тогда, сковывает
индивида здесь@и@
сейчас, пагубно влияет
на его отношения с
внешней реальностью.
Предлагаемая
техника
Интерпретации,
истолковывающие
групповой процесс,
касающиеся прежде
всего переноса и
сопротивления; воспри@
ятие бессознательной
групповой фантазии
интрепретируется для
группы как целого.
Теоретические построения группового психоанализа. Иргмгард Веллерт 47
рое привычно для нас в обычной психоаналитической ситуации. [...] Ин
дивидуальность получает новый жизненный импульс благодаря внут
реннему изменению. Задача терапевта состоит в том, чтобы поставить
под вопрос существующее внутрипсихическое равновесие, мобилизо
вать регрессивные и прогрессивные процессы, ослабляя экономически
установившиеся внутри этой структуры отношения зависимости и раз
рушая фиксированность на внутренней опасности, чтобы предоставить
Я большую свободу (Argelander, 1968, c. 913 cлл.).
2.5. Йозеф Шойкет: большая группа
В этом сборнике Йозеф Шойкет представляет большую группу спе
циальной статьей. В личной беседе с Йозефом Шойкетом выясни
лось его мнение, что потенциал агрессии данного общества может
быть уменьшен, если это общество пойдет на открытое обсуждение
своих конфликтов. Чем больше общество это делает, тем оно здо
ровее.
Когда в обществе достигнуто оптимальное соотношение дозво
ленности и подавления, вряд ли возможен взрыв насилия. Эта про
блема чрезвычайно сложна, она не ограничивается психической со
ставляющей, свою роль здесь играют также экономические и поли
Намеченная
цель
Ослабить экономически
установившиеся внутри
этой структуры отноше@
ния зависимости,
разрушить фиксирован@
ность на внутренней
опасности, чтобы
предоставить Я боль@
шую свободу, укрепить
положение Я по
отношению к Сверх@Я,
Оно и внешнему миру.
Предполагаемая
причина
Из@за чрезмерно
ограничивающего
Сверх@Я всякий раз
возникает индивидуаль@
ное движение, некое
За, С или Против как
признак конфликта
внутри групповой
динамической модели
взаимодействия,
причем группа расщеп@
ляется на внутренние
инстанции Оно, Я и
Сверх@Я.
Предлагаемая
техника
Наблюдение специфи@
ческой структуры,
вырабатывающейся в
каждой группе, созда@
ние фундамента, позво@
ляющего освободиться
от чрезмерно ограничи@
вающего Сверх@Я.
Терапия происходит за
счет участия во внут@
реннем процессе
группы и в его органи@
зационных этапах,
регрессивном и про@
грессивном движении.
48 Часть I. ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА
тические факторы. Раньше причину агрессии, переходящей грани
цы, видели в подавленной сексуальности. Наше общество раскова
но в сексуальном отношении, однако не очевидно, что благодаря
этому в нем снизилась готовность к насилию. Конфликт поколе
ний – так называемое отцеубийство – прекрасно поддается, соглас
но опыту Й. Шойкета, обработке в большой группе.
Другое основание для проведения больших групп Йозеф Шой
кет видит в том, что они дают возможность расширить границы
собственного анализа. Речь идет о стремлении продолжить соб
ственный анализ другими средствами – психоанализ в групповой
форме.
Намеченная
цель
Целью в большой
группе является контро@
лируемая регрессия
с тем, чтобы сделать
бессознательное
сознательным, узнать
и принять новые
границы, научиться
быть скромнее.
Одновременно большая
группа дает возмож@
ность расширить
собственные границы,
поскольку она позволя@
ет принять «темные
пропасти» внутри
нас благодаря попытке
лучше понять собст
венное прошлое, а
также прошлое нашей
культуры.
Предполагаемая
причина
С одной стороны,
безусловный авторитет,
соблазняющий массы,
ведет к тому, что
собственное Сверх@Я
делегируется другому,
с другой стороны,
общество, переживаю@
щее распадение своих
ценностных предста
влений, ведет к неуве@
ренности и размыва@
нию идентичности.
Такая ситуация в
сочетании с социо@
экономическими
факторами может
повести к взрывам
насилия в обществе;
эта опасность особенно
велика в кризисные
периоды.
Предлагаемая
техника
В большой группе
поведение ведущего
влияет на агрессию и
готовность к насилию в
группе: ведущий
вселяет в группу
неуверенность, соблаз@
няет ее к частичной
потере самоконтроля –
а именно тем, что он
как раз группой и не
руководит.
Искусство руководства
состоит прежде всего
в том, чтобы позволить
агрессии подняться
лишь до того уровня,
на котором она может
быть отрефлексирова@
на, затем чтобы
бессознательные
желания могли бы
осознаваться,
т.к. за счет толкова@
ния область страха
сужается.
Теоретические построения группового психоанализа. Иргмгард Веллерт 49
3. ПСИХОАНАЛИЗ ИНДИВИДА В ГРУППЕ,
ПОСРЕДСТВОМ ГРУППЫ И ПОСРЕДСТВОМ
ПСИХОАНАЛИЗА ГРУППЫ:
ЗИГМУНД Г. ФУКС:
СЕТЬ ОТНОШЕНИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Теория Фукса считается на настоящий момент наиболее разрабо
танной. Фукс сравнивает группу с организмом. Матрица – это «пи
тательная почва», создающаяся из отдельных ассоциаций. Предме
том толкования является как биография участника группы, так и
групповой процесс, который понимается как общая инсценировка
группы, как выражение ее коллективной фантазии. Ведущий упо
добляется дирижеру в оркестре. Основная работа – в том числе ра
бота понимания и толкования – приходится, согласно этой концеп
ции, на долю самих участников (Shaked, 1999, c. 63). Семья – это
естественная сеть отношений, в которой отдельный человек зани
мает индивидуальное положение. Сеть коммуникации в группе –
важная составляющая группового процесса. По мнению Фукса,
группа задает важнейшие рамки; в них рассматриваются динамика,
группа как целое и отдельный индивид.
Фукс исходит из убеждения,
что индивид представляет собой «узел в групповой сети» и что каж
дое событие захватывает группу в целом, так что происходящее – это
часть картины, действующие лица которой составляют передний план,
в то время как основа (фон) представлена остальной группой. Вслед
ствие этого болезнь отдельного участника всегда соответствует сбою
внутри сети и поэтому должна быть рассмотрена внутри группы, по
скольку болезнь – это всегда выражение несовместимости между ин
дивидом и его первичной группой (семьей). Пока человек не получа
ет возможности выразить в благоприятной для коммуникации обста
новке то, что скрывается за симптомом, он не получает настоящего
облегчения. Симптом может быть понят перед другими членами груп
пы лишь в том случае, если связанные в нем энергии (либидо) стано
вятся чемто, чем можно обмениваться друг с другом (как товаром)
(Foulkes, 1948, с. 16).
Индивид будет всеми имеющимися в его распоряжении сред
ствами защищаться от наступающего изменения, он будет пытать
50 Часть I. ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА
ся восстановить ту сеть, в которой он вырос, сеть семьи, из которой
он происходит. «Поэтому очень важно рассматривать повторение
семейной ситуации как важнейшее и основное сопротивление и по
пытаться разрушить его постоянным анализом и конфронтацией»
(Foulkes, 1975, c. 61).
В рамках сеттинга каждый может обнаружить и проработать не
выносимость своей первичной семьи. Для Фукса терапия – это пу
тешествие от симптома к конфликту и к разрешению конфликта.
Чем дольше длится это путешествие, тем сильнее становится спо
собность к коммуникации. Симптом по своей природе аутичен, но
в группе он начинает проявляться вовне. С точки зрения Фукса,
групповая матрица – это фундамент всех отношений и всякой ком
муникации, это переплетение интрапсихических, интерперсональ
ных и трансперсональных отношений, в котором индивид оказыва
ется узловым пунктом. В них Фукс различает три уровня: базовую,
динамическую и личную матрицу. Групповой процесс Фукс назы
вает «Эготренинг в действии» – для него это процесс, благодаря
которому индивид постепенно пробивается к своей подлинной
идентичности, начинает понимать самого себя и других. В групп
аналитической ситуации Фукс видит три аспекта: структуру, про
цесс и содержание – как явное, так и скрытое.
Целью является для Фукса глубокое и устойчивое изменение
внутренней констелляции объектов благодаря изменившемуся
восприятию. «Границей группы» Фукс называет оболочку, позво
ляющую обмен между внутренними и внешними процессами, без
которой группа утрачивает свою идентичность. В группах с отно
сительно непроницаемой оболочкой легко может произойти фраг
ментация индивидуальных границ, что таит в себе опасность пси
хотических процессов. Но для Фукса эта опасность – одновремен
но и шанс. Фукс уделяет основное внимание группе как целому,
ищет сопротивления, порожденные защитой, производные влече
ний. Вмешательства делаются лишь в том случае, если без веду
щего группа застревает на месте. Интерпретация не является, с
точки зрения Фукса, важнейшим средством воздействия. Для него
первостепенную роль играет четкое прояснение перед всеми в
группе отношений между ним и другим индивидом; внимание об
ращается также на переносы, возникающие у участников между
собой. Фукс видит в проективной идентификации, которая непре
Теоретические построения группового психоанализа. Иргмгард Веллерт 51
менно требует фактического присутствия реального внешнего
объекта, средство контроля над внутренне неприемлемыми эмо
циями.
Самое важное в Тситуации (t – transference, английское обо
значение переноса) Фукс видит в возможности безо всяких помех
снова пережить давние переживания и настроения в обстановке,
где толерантность, принятие и относительная свобода разумеют
ся сами собой. Здесь не оценивают, всякая реакция пациента при
нимается, отношения между участниками группы развиваются.
Благодаря этому в процессе взаимодействия корректируются ста
рые невротические реакции. Кроме того, Фукс говорит о резонан
се. Под этим он подразумевает то обстоятельство, что индивид,
оказавшись в сфере коммуникационного воздействия слов и пове
дения другого индивида, бессознательно и инстинктивно отвеча
ет словно бы из той же перспективы. Это выглядит так, как будто
звук некой струны или определенная нота вызывают в реципиен
те – воспринимающем индивиде – своеобразный резонанс. В от
вет на определенный раздражитель сложные реакции расщепля
ются на элементы. Эти последние подхватываются разными чле
нами группы, которые становятся их представителями. Нередко
ктото берет на себя аспект влечения, и тогда каждая соответству
ющая импульсивная реакция делегируется ему. Благодаря этому
оказывается возможным, чтобы другую сторону – например, реак
тивное образование и защиту – с той же интенсивностью пред
ставлял другой член группы. Фукс говорит также о динамике ро
лей, таких как ассистент ведущего, тень, любимчик, козел отпуще0
ния и проч. С точки зрения Фукса, все, что происходит, – часть
психодинамики данной терапевтической группы. Восприятие ин
дивида в сети отношений первичной семьи, вновь проявляющих
ся в групповой матрице, чрезвычайно полезно для прояснения
бессознательных действий.
В микрокосме группы – в здесьисейчас – на разных уровнях
коммуникации, с точки зрения Фукса, актуально выражаются ста
рые модели поведения. Фукс придерживается мнения, что с помо
щью группы возможно толкование симптомов сбоя в семейной сети
непосредственно в группе. Получающийся в результате «Эготре
нинг в действии» может привести к обретению подлинной идентич
ности.
52 Часть I. ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА
4. ПСИХОАНАЛИЗ В ГРУППЕ И ЧЕРЕЗ ГРУППУ:
ПЕРЕМЕННЫЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ:
ГЕТТИНГЕНСКАЯ МОДЕЛЬ
А. ХАЙГЛЬ@ЭВЕРС И Ф. ХАЙГЛЯ
Геттингенскую модель я не отношу к «психоанализу в группе», по
тому что при применении этой модели групповые феномены и
групповые достижения оказывают решающее влияние на деятель
ность терапевта, и поэтому речь не может идти только о «психоана
лизе в группе».
Основатели этой теории «исходят из того, что применение пси
хоанализа в группах поддается клиническому обоснованию, то есть
пригодно для того, чтобы добиться намеченной терапевтической
цели у пациентов с определенными психогенными нарушениями, а
именно, прекращения или уменьшения нарушений при одновре
менном изменении внутренних структур, существенных для пато
генеза». Согласно ХайгльЭверс и Хайглю, речь идет
при таком применении о том, чтобы сообщить данному индивиду по
нимание подобных конфликтов, причем с помощью группового про
цесса. Поскольку эти конфликты, как по своему возникновению, так
Намеченная
цель
Симптом индивида
становится понятен,
когда он выражается
перед остальными
членами группы, когда
он может быть пущен
в оборот как товар;
в этом случае энергия,
связанная в симптоме,
может быть высвобож@
дена. «Эго@тренинг в
действии» ведет к тому,
что индивид все больше
и больше обретает
свою истинную идентич@
ность.
Предполагаемая
причина
Болезнь индивида
соответствует сбою
внутри семейной сети,
узлом которой является
индивид. Делается
попытка постоянного
оживления этой сети
здесь@и@сейчас, которая
проявляется в распре@
делении ролей в
группе, возникает
микрокосм общности,
в котором присутствует
скрытый смысл.
Предлагаемая
техника
В центре внимания
находится группа как
целое, отношения
между собой должны
обнаруживаться
благодаря созданию
ситуации, в которой
толерантность, приятие
и относительная
свобода разумеются
сами собой, для того
чтобы могли беспрепят@
ственно актуально
возникнуть давние
модели поведения на
различных уровнях
коммуникации.
Теоретические построения группового психоанализа. Иргмгард Веллерт 53
и по содержанию, являются регрессивными по отношению к взросло
му Я пациента – то есть находятся позади по времени и форме – и
принадлежат, следовательно, к более ранним этапам развития, груп
повой процесс должен протекать, с одной стороны, регрессивно, а с
другой стороны – развиваться прогрессивно благодаря полученному
индивидом инсайту относительно обусловленных конфликтом смыс
ловых связей переживаний и поведения, до сих пор остававшихся бес
сознательными. [...] При этом регрессивное протекание запускается
специфической для группы терапевтической ситуацией, для которой
характерны полупубличное пространство и минимальная структури
зация; эта ситуация служит предпосылкой процесса, которому паци
енты способствуют соблюдением правил свободной интеракции, а те
рапевт – вмешательствами, ориентированными на принцип «толкова
ния» (HeiglEvers, Heigl, 1978, с. 122).
ХайгльЭверс и Хайгль придерживаются того мнения, что
групповой процесс должен поддерживаться и направляться таким
образом,
чтобы давать пациентам возможность обработки их патогенных кон
фликтов в направлении нахождения новых компромиссов, благодаря
которым ослабляются патогенные нарушения и укрепляется психи
ческое здоровье. [...] Когда переживания участников все больше опре
деляются косвенными и прямыми производными – производными бес
сознательного Оно или СверхЯ, модифицированными Я, – то общее
переживание группы принимает все более регрессивные черты; это
означает, что группу словно пронизывают иррациональные тревоги и
депрессивные аффекты, например чувства страха и вины (ср. Brenner,
1975). Производные бессознательного Оно или СверхЯ усиливают
необходимость столь же бессознательной защиты и порождают сопро
тивление в поведении пациентов по отношению к терапии. В зависи
мости от силы и размаха сопротивления, а также от связанной с этим
конфигурации границ толерантности Я участников по отношению к
содержаниям бессознательного благодаря совместным усилиям учас
тников появляются групповые результаты, представляющие собой на
различных ступенях регрессии защиту (= бессознательные компонен
ты Я), вызывающие страх компоненты Оно (= влечения) и/или Сверх
Я, а также модифицированные Я проявления того, что провоцирует
защиту; эти результаты становятся доступны наблюдению и сужде
нию (то есть заключениям) терапевта (там же, с. 129).
54 Часть I. ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА
ХайгльЭверс и Хайгль считают, что, когда
процесс интеракции, развивающийся в условиях «группы», то есть
множественности, протекает регрессивно, в нем становятся заметнее
и доступнее наблюдению способы переживания и поведения, более
ранние во временном (то есть биографическом) и формальном (то есть
по хронологии психического развития) отношении; это значит, что и
границы между субъектом и объектом становятся как бы проницае
мее и что благодаря соответствующим пусковым механизмам (Kцnig,
1976) черты личности других участников группы связываются с чер
тами прежних референтных лиц (перенос) таким образом, что соб
ственные внутренние содержания перекладываются на других участ
ников, как бы контейнируются в них (проекция), либо, наоборот, ин
дивид принимает содержания из внутренней жизни другого (иденти
фикация), или же оба механизма соединяются в обоюдном действии
(проективная идентификация).
Возникающие таким образом групповые феномены или групповые ре
зультаты были названы формированием психосоциальных компромис
сов или обоюдным выявлением скрытого (ХайгльЭверс и Хайгль); это
означает, что в очевидном поведении других и большинство, и мень
шинство внутри группы обоюдно встречаются с собственными скры
тыми тенденциями, контролируют их, борются с ними и порой втайне
ими наслаждаются (HeiglEvers, Heigl, 1978, с. 130).
Геттингенская модель подразделяется на три уровня:
I. Психоаналитическиинтеракционная терапия
II. Психоаналитически ориентированная терапия
III. Аналитическая терапия
Геттингенская модель предлагает трехуровневый групповой ме
тод для психических заболеваний, который можно применять по
мере необходимости. Переменными терапевтического поведения
могут быть: прозрачность терапевта, способ выражения терапевта,
структурирующие аспекты терапевтической активности, разделе
ние терапевтической работы между пациентом и терапевтом, пред
мет наблюдения терапевта, способ когнитивной обработки, выбор
определенных аспектов, компонентов гипотетических построений и
факторов сеттинга.
Теоретические построения группового психоанализа. Иргмгард Веллерт 55
4.1. Психоаналитически@интеракционная терапия –
модель I
Эта модель была разработана для пациентов со слабым Я, с тяже
лыми нарушениями. При этом особое внимание уделяется недопу
щению значительной регрессии. Данная цель достигается частыми
вмешательствами, прерыванием молчания и торможением регрес
сии посредством пространных вмешательств.
В модели I терапевт почти не предлагает интерпретаций, он
направляет внимание прежде всего на сознательное, однако учи
тывает в своих соображениях бессознательные компоненты фан
тазируемых архаических объектных отношений. Терапевт здесь
более проницаем, он служит моделью для выражения чувств и де
монстрирует пациентам, как действует их поведение в контрпере
носе.
Предложение отношений исходит от терапевта и вследствие
этого отличается от патологических предложений объектных отно
шений. Работа происходит в плоскости здесьисейчас и служит
усилению Я. Эта модель хорошо себя зарекомендовала, прежде все
Намеченная
цель
Усиление функций Я
благодаря функции
вспомогательного Я,
осуществляемой
ведущим в рамках
группы, дающей опору
и поддержку. Благодаря
этому в группе стано@
вится возможным
восполнение дефицита
Я, преодоление рас@
щепления внутренних
объектных отношений
за счет того, что в
защищающей атмосфе@
ре иррациональные
страхи ослабевают.
Предлагаемая
техника
Предложение отноше@
ний исходит от терапев@
та и потому отличается
от патологических
объектных отношений;
работа в плоскости
здесь@и@сейчас, мини@
мально способствую@
щая регрессии.
Терапевт оказывает
поддержку, избегает
интерпретаций и
конфронтации, чтобы
создать фундамент
доверия, благодаря
которому возможно
дальнейшее развитие.
Предполагаемая
причина
Психозы, пограничный
синдром: значительной
слабости Я в силу
патогенных бессозна@
тельных конфликтов,
в основе которых ле@
жит бессознательная
фантазия, ранее
неосуществленное
инфантильное влече@
ние, которое стремится
к осуществлению,
однако блокируется
ранним механизмом
защиты – расщепле@
нием.
56 Часть I. ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА
го в клинической практике с пациентами, имеющими серьезные на
рушения. Благодаря укреплению Я удается постепенно смягчить
внутреннее расщепление на добро и зло, отделить фантазии всемо
гущества от более реальных представлений, усилить толерантность
к фрустрации. В благоприятном случае в результате этой работы
достигается возможность перейти к следующей ступени геттинген
ской модели – психоаналитически ориентированной терапии, по
скольку благодаря поддерживающей помощи терапевта устраняет
ся дефицит Я.
4.2. Психоаналитически ориентированная терапия –
модель II
Эта модель направлена прежде всего на работу с предсознатель
ным, она отчасти способствует регрессии, параметры смягчены по
сравнению с моделью I; поведение терапевта в некоторой степени
способствует регрессии, оно менее структурировано, чем в мо
дели I.
Предполагаемая
причина
Сила Я понижена, как и
в модели I, однако в
меньшей степени.
Патогенные бессозна@
тельные конфликты
проявляются в произ@
водных влечения,
бессознательные
желания блокируются
защитой, однако
расщепление не
является главным
механизмом защиты.
Намеченная
цель
Ранние мощные ро@
дительские имаго
и связанная с ними
младенческая зави@
симость должны
ослабевать, а способ@
ность Я к адаптации
и суждению – разви@
ваться и укрепляться.
Должно быть осозна@
но происхождение
иррациональных
страхов, что способ@
ствует возрастанию
автономии и самосоз@
нания.
Предлагаемая
техника
Способствующее
регрессии поведение
терапевта, меньше
структуризации, чем в
модели I; конфронта@
ция, прояснение и
интерпретация в
сочетании с поддержи@
вающим, но абстинент@
ным поведением
терапевта. Избегается
чрезмерная фрустра@
ция, поскольку она
благоприятствует
ранним механизмам
защиты.
Теоретические построения группового психоанализа. Иргмгард Веллерт 57
4.3. Аналитическая терапия – модель III
В этой модели используются способствующее регрессии поведение
терапевта, интерпретация, работа с бессознательными конфликта
ми, абстиненция, терапевт уже не служит моделью выражения
чувств, предложение отношений исходит от пациентов, терапевт
вскрывает бессознательные компоненты влечений (резюме по
Kцnig, Lindner, 1991, с. 32–37).
5. ПСИХОАНАЛИЗ ГРУППЫ И В ГРУППЕ
С ОСОБЫМ ВНИМАНИЕМ К ГРУППОВЫМ
ФЕНОМЕНАМ ПЕРВИЧНОГО НАРЦИССИЗМА:
У. Д. ФИНГЕР@ТРЕШЕР:
КОНЦЕПЦИЯ ПЕРВИЧНОГО НАРЦИССИЗМА
На теоретические построения группового психоанализа огромное
влияние оказало обращение Кохута в 1950–1960х годах к ранним
нарушениям, поскольку стало очевидным, насколько велико влия
ние на ребенка ранней привязанности к матери. В терапевтической
практике ранние нарушения теперь занимают все большее место, и
применить к ним аналитические средства, выявить и проследить
возникающие изменения позволяет концепция первичного нарцис
сизма в группе. Нарциссизм понимается в данной теории не в том
первоначальном смысле, который придавал этому слову Фрейд;
здесь проводится различение между «нарциссизмом в «позитив
Намеченная
цель
«Где было Оно, должно
стать Я» – целью
является вырастить –
благодаря восполнению
недостаточных функций
Я – сильное Я, способ@
ное действовать
автономно, с меньшими
ограничениями.
Предполагаемая
причина
Из@за слабости Я
личность не выдержи@
вает конфликтов между
Я, Оно и Сверх@Я,
однако эти конфликты
подчиняются более
зрелым механизмам
защиты, чем в моделях
I и II.
Предлагаемая
техника
Поощрение регрессии,
внимание участников
направляется на
недостаточность
функций Я, ее компен@
сацию и последствия
для межличностных
контактов. Поддержка
«нормального Я».
58 регулятора осуществления влечений, потребностей, агрес
сивных импульсов и фантазий, с одной стороны, и нарциссического
уровня чувства собственной ценности – с другой, занимают теперь пред
ставленные в СверхЯ внутренние объекты. Сильное садистическое
СверхЯ действует как «антинарциссический фактор», в то время как
добрые, содействующие внутренние объекты и ценностные представ
ления способствуют высокому уровню самооценки и тем самым душев
ному комфорту. [...]
Теоретические построения группового психоанализа. Иргмгард Веллерт 59
Нарциссические нарушения проявляются многообразными симптома
ми, например повышенной обидчивостью и специфическими «патоло
гическими» реакциями на расставания. Сильное чувство стыда череду
ется с приступами крайнего гнева и желанием мести, что может дово
дить до самоубийства. Пациенты с нарциссическими нарушениями жа
луются на чувство опустошенности, депрессию, инертность, постоян
ный страх утраты любви или объекта, но также и на так называемые
«извращенные» фантазии, неудовлетворительные отношения, общее
ощущение себя несчастным даже при сохранении большой работоспо
собности (там же, с. 148 сл.).
Урте ФингерТрешер считает, что в неструктурированных ма
лых группах производные первичного нарциссизма
проявляются на двух уровнях: 1) на уровне психодинамики группы в
форме господствующих «первичных процессов» в плоскости здесьи
сейчас, 2) на уровне оживающих моделей интеракции, которые бессоз
нательно инсценируются. [...] Отсутствие заранее заданной структуры
и тематики, а также абстинентная позиция ведущего группы способ
Намеченная
цель
Преобразующее,
структурирующее
обращение с реальны@
ми объектами в группе
облегчает эту работу
развития, страх по
отношению к другим
уменьшается. Представ@
ленные в Сверх@Я
объекты изменяются,
содействующие внут@
ренние объекты и
ценностные представле@
ния обеспечивают
положительную само@
оценку и тем самым
душевный комфорт.
Предполагаемая
причина
Недостаточная «забо@
та» (holding) привела к
тому, что развитие
стабильного, структури@
рованного Я и позитив@
ной самооценки
оказалось невозмож@
ным. Это нарушение
развития нередко
сопровождается
сильнейшей обидчивос@
тью и фрагментацией Я,
а также чувствами
опустошенности,
депрессии, инертности,
постоянным страхом
утраты любви или
объекта.
Предлагаемая
техника
Оживление нарцисси@
ческих моделей инте@
ракции на уровне
психодинамики группы
здесь@и@сейчас, причем
проявляются специфи@
ческие формы защиты.
В них выражаются
непреодоленные
бессознательные
компоненты. Как
группа, так и терапевт
берут на себя функцию
«заботы» (holding),
чтобы обеспечить
возможность дальней@
шего развития.
60 Часть I. ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА
ствуют, как и в индивидуальном психоанализе, спонтанной регрессии,
которая всегда сопровождается специфическими защитными механиз
мами (там же, с. 150).
Группа с помощью поддерживающей и истолковывающей функции сво
его аналитика вырабатывает «собственный» язык. В нем выражаются
как непреодоленные бессознательные компоненты, так и так называе
мые «зрелые» составляющие Я. В ходе развития этот язык трансценди
рует оставшиеся на уровне бессознательного изолированные единич
ные впечатления, интегрирует их в реальность данной группы, в кото
рой индивид в результате воспринимается, понимается и принимается
уже не только как объект переноса, но и в своей «подлинной самости»
(Winnicott, 1960) (там же, с. 160 сл.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя, можно сказать, что на немногочисленных страницах,
предоставленных здесь в мое распоряжение, удалось представить
лишь небольшую выборку из мира теорий группового психоанали
за. В принципе, как говорит Шойкет,
в группе разворачивается ситуация конфликта между запретными им
пульсами влечений и интернализованными табу. Интрапсихический
конфликт между влечением и запретом, между Оно и СверхЯ, выра
жается в группе в межличностном конфликте между участниками груп
пы. Проявляться могут различные влечения: агрессивные, либидиноз
ные, активные и пассивные, оральные, анальные, фаллические, гени
тальные, с регрессией любви или тенденцией к прогрессу. Частичные
влечения, такие, как эксгибиционизм, вуайеризм, садомазохизм и фе
тишизм с присущими им конфликтами, хорошо поддаются выражению
и проработке в группе. Основной конфликт вращается вокруг эдипова
комплекса. Группаналитик воспринимается как амбивалентно люби
мая фигура родителя. Среди участников группы возникают соперниче
ство детей за любовь ведущего и борьба полов. Разрешение этих конф
ликтов и интеграция частичных влечений, а также анализ амбивалент
ности представляют собой ядро работы в группе и предпосылку ее ус
пешного завершения. [...] На уровне психологии Я в группе разворачи
вается конфликт между близостью и дистанцией, между желанием сим
биотического слияния и стремлением к автономии. [...] Раннее, преэди
Теоретические построения группового психоанализа. Иргмгард Веллерт 61
пальное отношение к матери переживается в основном посредством
отношения к группе в целом, которая воспринимается как защищаю
щая, заботящаяся, но в то же время и стесняющая и угрожающая. Участ
ники группы учатся дифференцироваться и отграничиваться. Цель груп
повой работы – индивидуация и достижение постоянства объекта, а так
же способности к сублимации и нейтрализации влечений. Участие в
группе способствует более реалистической оценке собственной лично
сти и большей устойчивости к фрустрации. Теория объектных отноше
ний с ее анализом архаических душевных состояний удобна для наблю
дения и понимания регрессивных феноменов в группе. Когда группа
регрессирует к ранним фазам развития и примитивным механизмам за
щиты, иногда наблюдается параноидношизоидная позиция, характе
ризующаяся страхами преследования. Плохие объекты должны посто
янно отщепляться от хороших, чтобы защитить последние от группо
вой агрессии. Хорошие объекты, например группа в целом или веду
щий, идеализируются, а нелюбимые члены группы, напротив, предста
ют в самом черном свете. Группа и ведущий воспринимаются как час
тичные объекты, как хорошая или плохая грудь. В частности, группа
может восприниматься как питающая или отравляющая материнская
грудь. Против страхов преследования группа направляет примитивные
механизмы защиты, такие как расщепление, проекция и интроекция.
Группа и ведущий расщепляются на хорошее и плохое, причем хоро
шие компоненты рассматриваются в смысле фрейдовского «очищенно
го Яудовольствия» (1915) как принадлежащие группе, в то время как
плохие компоненты приписываются внешнему миру или козлам отпу
щения в группе. Интеграция частичного объекта в целостный объект,
включающий как хорошие, так и плохие компоненты, характерна для
депрессивной позиции, в которой амбивалентность переносима и пло
хие компоненты не вызывают непременной защитной реакции (Shaked,
цит. по: Hochgerner, Wildberger, 1994, с. 66 сл.).
Для меня как группаналитика оказалось очень полезным в
практической работе рассматривать групповой процесс с различ
ных точек зрения, а также воспроизводить в себе то, что старают
ся делать в группе отдельные участники. Мендельсон (Mendel
ssohn, F.) говорит по этому поводу, что
реально работающая группа представляет собой плодотворную возмож
ность социального понимания специфики нашего внутреннего устрой
62 Часть I. ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА
ства; благодаря группе мы можем также найти выражение для этой спе
цифики, а также дать голос хору, поющему внутри нас. В процессе ана
литической работы с группами также нередко удается точнее устано
вить границы той интимной области, куда человек может войти только
с единственным другим человеком либо совсем один. У входа в эти лич
ные пространства во внутреннем и внешнем мире, где наши интимные
желания могут наконец слиться в одно страстное стремление к интим
ности, всегда собиралась и будет собираться с самыми различными на
мерениями социальная группа (Mendelssohn, цит. по: GrossmannGarger,
Parth, 1999, c. 239 сл.).
Происходящее в группе воспринимается названными выше ав
торами с самых различных точек зрения: подход Славсона с его
распределением энергии Я, «социальным голодом» и соображени
ями по теории влечений оказывается столь же полезным, как и се
мейная модель Вальтера Шиндлера или базовые допущения Биона,
структурная модель Аргеландера и групповое напряжение Эзриела
с его требуемыми и избегаемыми отношениями, а также понятия
сети и матрицы у Фукса. Не менее полезным оказывается следовать
за мыслью Вольфа и Шварца, поскольку для них терапевт как че
ловеческое существо является важным фактором терапевтической
ситуации. Размышления Дитера Ольмайера об интенсивных груп
пах дают важные сведения о процессах, протекающих в группе, ког
да время жестко ограничено. Геттингенская модель ХайгльЭверс и
Хайгля прекрасно зарекомендовала себя в клинической практике,
она облегчает наблюдение таких возникающих в группе феноменов,
как формирование психосоциальных компромиссов или обоюдное
выявление скрытого. То же самое можно сказать о концепции нар
циссизма Урте ФингерТрешер, согласно которой ранние нарцис
сические модели интеракции обнаруживаются и проявляются в
групповом процессе; поэтому, принимая во внимание возможности
применения на практике, ощущаю это разнообразие теорий как
большую подмогу в повседневной работе. Это разнообразие дает
мне возможность в терапевтической ситуации менять перспективу
и приближаться благодаря этому к истине индивида и группы как
целого. Другой путь – односторонняя идеализация единственной
теории – ведет к догматическому окостенению.
В теориях я вижу также сконденсированный опыт людей, стре
мящихся сообщить мне нечто. Эти сообщения благодаря тем или
иным эвристическим приемам обостряют мое восприятие и делают
его более гибким. Конечно, существует опасность, что я при этом
слишком далеко уйду от самой себя – искусство применения тео
рий в том и состоит, чтобы все время снова становиться собой, по
скольку теории – это конструкции, которые порой служат нам убе
жищами. Я убеждена, что многообразие теорий позволяет мне уви
деть терапевтическую ситуацию словно бы несколькими парами
глаз, обнаружить слепые пятна; при этом важно постоянно сохра
нять критический подход к каждой отдельной теории, опираясь на
собственный опыт и знания.
Категория: Мои статьи | Добавил: bugrova (07.11.2013)
Просмотров: 734 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Друзья сайта

Поиск

Категории раздела

Мои статьи [138]