ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ. ГРУППАНАЛИЗ.

Пятница, 03.05.2024, 06:53

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

«Глубиннопсихологический символизм камней в эпоху кризисов

II. СИМВОЛИЗМ КАМНЕЙ

 

 

Человечество бессознательно структурировано мифом. По утверждению Джека Тресиддера (2001) «камень – чрезвычайно важный символ магических сил, заключенных в неодушевленной материи». Ключ к разгадке древних эпох сокрыт в символическом значении предметов. Э.Фромм (1900-1980) отмечал наличие трех видов символов, различающихся по степени символичности: конвенциональные, случайные, универсальные. Камень относится к универсальным символам. Объектом нашего исследования является миф о камне.

Можно насчитать более 200 значений понятия «СИМВОЛ» (греческое – примета). В искусстве различия между символом и знаком не существует. В психоанализе понятия «знак – символ» тождественны. В философии символ является универсальной категорией, отражающей специфику образного освоения жизни искусством. У К.Г.Юнга в аналитической психологии «образ – символ – Архетип коллективного бессознательного». У К.Леви – Стросса в антропологии и у Ж. Лакана в психоанализе применение понятия «символ» не предполагает необходимой внутренней связи между символом и символизируемым. Именно о символике в широком смысле слова идет речь, когда мы рассматриваем сновидение или симптом как символическое выражение желания или защитные конфликты» (Лапланш Ж., Поталис Ж). Таким образом, мы видим, что различия в употреблении слова «символ» очень велики. В психоанализе понятие «символа» непосредственно связано с понятием «символики».

Символика – это отношение между явным содержанием, поступком, мыслью, высказыванием и их смыслом. В «Словаре по психоанализу» Лапланша и Поталиса (1996) читаем: символика – а / косвенный способ представления бессознательного конфликта желания; в этом случае любая подмена считается в психоанализе символической; б / способ предоставления, для которого характерно устойчивое отношение между символом и символизирующим бессознательным содержанием, причем это постоянно наблюдается не только у отдельного человека, но и в самых различных областях (сновидение, миф, религия, фольклор и т.д.). Дмитрий Рождественский (2002) утверждает, что: «Учение о символах, проявляющихся в сновидениях оказалось краеугольным камнем, на котором впоследствии было выстроено грандиозное здание психоаналитической культурологии и, более того, новой философии человека и культуры». Обычно связь между символом и референтным объектом строится на ассоциации идей и имеет сознательный характер.

Психоаналитическую теорию символизма интересует бессознательное замещение одних образов или идей на другие. Э.Джонс (1916), автор классической психоаналитической теории символизма, различал истинный символизм и символизм в самом широком смысле: «Если брать слово « символизм», то субъект, по-видимому, должен вмещать в себя почти все развитие цивилизации, поскольку что же это еще, как не бесконечный ряд эволюционных замещений, непрерывных замен одних идей, интересов способностей или тенденций другими?». Чарльз Райкрофт (1995) в «Критическом словаре психоанализа» пишет: «Универсальные символы, встречающиеся в сновидениях, мифологии и фольклоре; их объясняют «единообразием фундаментальных и вечных интересов человечества» и единообразием человеческой способности видеть сходство между различными объектами». Процессами, участвующими в образовании символа являются так же, как и в сновидениях, смещение и сгущение (конденсация). Психоанализ утверждает, что объект, подвергающийся символизации обусловлен биологией или инстинктом, т.е. связан с двумя основными видами влечений. Таким образом, процессом символизма управляют Эрос и Танатос (греческие боги любви и смерти). Успешная адаптация человека к тем или иным условиям внешней и внутренней среды зависит от состояния его Эго. В парадигме психоанализа, развитие Эго – это процесс сублимации, а все виды сублимации зависят от символизации. Сублимация в психоаналитической теории является самой успешной формой психической защиты, т.е. лучшей адаптацией.

Методы использования камней в лечебных целях описаны в древних медицинских трактатах Египта, Тибета, Китая, Монголии, Индии. В найденном при раскопках пирамиды «Папирусе Эберса» (1500 лет до н.э.) подробно излагается использование самоцветов и минералов в лечебных целях. Греческие ученые Платон, Геродот, Теофраст также высказывали убеждения в действительности целительных свойств камня. Аристотель написал книгу, в которой были  собраны легенды о камнях, применяющихся в его время. Полный обзор имеющихся к тому времени сведений о камнях приводит в своей «Естественной истории в 37 книгах» древнеримский ученый Плиний Старший. Сведения о целебных свойствах камней содержатся в пяти томах, написанных современником Плиния Диоскоридом. В арабских сборниках о камнях мы встречаемся уже с одним из его символов, с цветом камня. Черный камень храма Кааба в Мекке окружен легендами, он существует с древних времен. Участники ритуальных процессий в доисламские времена старались прикоснуться к черному камню, надеясь, что заключенная в нем сила перейдет к ним. Здесь камень возносили до степени божества. Греческий философ Теофраст (372-286гг до н.э.) в своем трактате «О камнях» предложил разделить камни на два пола, согласно глубине и насыщенности цвета, так появляется разделение камней на «мужские» (рубин, алмаз, гранат, топаз, изумруд, сапфир и пр.) и «женские» (жемчуг, кахолонг, агат, опал, гагат пр.). В 1746г. сэр Джон Хилл, английский переводчик труда Теофраста, утверждал, что целительные свойства минералов зависят от содержания в них того или иного металла. В ряде кристаллических структур именно атомы металла определяют окраску минерала. Маловероятно, что ранние цивилизации знали об этой зависимости, но  мистические свойства камней связывались именно с цветом. ГЕМАТИТ (от греческого «хайма» - кровь), превращенный в порошок, приобретает красный цвет. Он считался целебным средством при болезнях кровеносной системы. РУБИН – красно–багровый камень удачи, счастья, долголетия, храбрости и жизненной силы, символ мужского начала. Рубин «придавал своему обладателю силу льва, бесстрашие орла и мудрость змеи». В средние века полагали, что рубин ведет к победе, великим подвигам, самоотверженной рыцарской любви. Мусульмане полагали, что носящий на себе в подвешенном виде рубин, станет великим среди людей, человеком достойным уважения, но для этого он должен обладать добрым сердцем, хорошей памятью, острым зрением и умом. Считали, что рубин «усиливает природную жестокость злых людей, может провоцировать их на необдуманные поступки. Находясь на руке недоброго человека, рубин становиться злым демоном». С древнейших времен его связывают с греческим богом войны Аресом (в римской мифологии – Марсом), а также с Кроносом (Сатурном), который управляет человеческими страстями. Халдейские маги предостерегали: «Кто смотрит пристально на  темно – красный рубин, может опьянеть от созерцания». Индийские толкователи считали, что рубины и шпинели – это окаменевшая кровь сражающихся драконов и рекомендовали носить эту «кровь» родившимся в декабре (начало астрологической медицины). Первый письменный опус, где месяц рождения связывается с определенными камнями, составил епископ Севильи Исидор в 635 году. Здесь мы встречаемся с использованием другой ассоциативной связи - соединение символа камня и числа. Рождаются своеобразные «календари камней», прародители современных астрологических, зодиакальных и нумерологических систем, связывающих те или иные минералы с днями, месяцами, годами рождения, зодиакальным кругом, солнечными днями и лунными сутками (см. приложения).

Драгоценные камни часто упоминаются в Священном Писании (1994): Таинственный Вавилон был украшен «золотом и камнями драгоценными, и жемчугами» (Откровения Иоанна Богослова 28:16); основания стены небесного Иерусалима украшены «всякими драгоценными камнями (там же, 21:1). Сохранились сведения о наперснике судном - Эрфуде, сделанном из 12 драгоценных камней, соединенных определенным образом, и носимом у сердца. Эрфуд одевался на грудь - благодаря ему, к Первосвященнику приходило божественное вдохновение и невероятная духовная сила. Здесь мы встречаем символическое проявление значений камня и цифры:

«17. И вставь в него определенные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд - это один ряд. 18. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз.19 Третий ряд: яхонт, агат и аметист. 20.Четвертый ряд: хрисолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они» (Исход, глава 28). Знания о природе символов заботливо оберегали стражи всех религий. Святая Хильдегарда в своей книге пишет об истоках величия драгоценных камней: «Вначале Бог одарил Люцифера. прекрасного светлого ангела, драгоценными камнями». Тот увидел в них, словно в зеркале, Божественный свет и обрел свои познания. Осознал он, что Бог намерен совершить еще немало чудес. Тогда возомнил он о себе слишком много, поскольку великолепные драгоценные камни, украшавшие его, были подобны тем, что у Бога. И вообразил он, что может совершить подобное и даже сверх того. Потому Богом был блеск его погашен. И когда Бог создал Адама, он не захотел украсить его блеском драгоценных камней, а сделал так, чтобы камни эти хранились в земле, благородные, добродетельные, приносящие избавление от болезней». С точки зрения классического психоанализа, структура психики индивида представлена ИД. ЭГО и СУПЕР-ЭГО. Символическим выражением данной структуры в нашем примере являются Бог, как символ проявления Супер-Эго; Адам-Эго; Люцифер-Ид.

Систематизация знаний о символах началась в период Возрождения, когда человек вернул себе свою индивидуальность, после крушения древней культуры. В ХШ веке обширная литература по магическим свойствам камней буквально захлестнула Европу. Появляются книги на французском, английском, голландском, испанском, итальянском, немецком языках. Переводы с арабского, персидского, пересказывают и записывают легенды, сказки, приметы китайцев, индусов, тибетцев. Уникальные страницы об использовании кварца находим в книге Мишеля Дж. Харнера «Путь шамана»: Среди народов, расположенных друг от друга так далеко, как южноамериканские хиваро и австралийские племена, кристалл кварца считается самым лучшим предметом силы». Здесь мы опять встречаемся с одухотворением камня, с «духом - помощником». Шаманы используют кристаллы кварца - «отвердевший свет» - для видения и предсказания. Хрустальный шар, знакомый людям нашей культуры - полированный потомок старого шаманского кристалла.

В Древнем Риме существовал обычай: в дни радости класть на полку в сосуд белый камень, в дни скорби - черный. В конце года сравнивали, каких дней было больше. Люди верили в свои счастливые камни, в которых такие важные символы, как цвет и число имели немаловажное значение. Исследования природы символов были вновь предприняты в конце Х1Х века, на этот раз с применением сравнительно-аналитических методов. В настоящее время наука о символах переживает свой расцвет. Этому немало способствовали исследования Фрейда, Юнга, Керени и др. представителей различных направлений психодинамики. Психиатр, историк медицины и искусства Феликс Марти-Ибаньес считал, что ХХ век является в большей степени веком символов.

Исследуем бессознательное взаимодействие человека и камня через систему символов. При этом следует отметить, что в камне синтезировано несколько символов: цвет, число, собственное название камня и легенда. Символ – условный знак, означающий не самого себя, а что-то другое. Цвет, связанный с определенными устоявшимися свойствами человека и природы, подходит для выработки общепринятых символов как нельзя лучше. Символы входили в существующие мифы и легенды. И по мере развития сознания, передавались из поколения в поколение генетическим путем через бессознательное, и фольклорным через осознанные механизмы психики. Здесь также работает  формула «онтогенез повторяет филогенез». На Востоке – Индии, Китае, Тибете, символизация камня появилась раньше, чем в Европе. В сложных символических системах  камни связывались с активным и пассивным началом (ян-инь), со стихиями (первичными элементами), планетами, зодиакальным кругом, числами, временами года, днями недели и т.д. В средневековой Европе однозначность символики была связана с христианской религией и ее догматами. На рубеже XIX-XX веков происходит слияние символических значений Востока и Запада. Под воздействием цвета на уровне бессознательного сформировались самые основополагающие понятия человеческой психики, которые затем осознавались, многие из них приобрели философский смысл, что-то так и осталось за пределами сознания. Основные цвета и камни образовали следующие понятия: белый – начало, свет; черный – конец, тьма; красный – власть, страсть; желтый – энергия, жизнь; зеленый – гармония, природа; синий - покой, равновесие; серый – изолированность, стабильность. Рассмотрим данный феномен через такой символ, как цвет камня, интерпретируя три цвета - красный, белый и черный.

Красные камни – рубин, шпинель, гранаты (пироп и альмандин) – принесли в Европу гунны. Триумфальное шествие красного камня по Европе длилось до конца XVI – начала XVII веков. Рубин на головном уборе князя притягивал взоры на фоне алых княжеских стягов и красных щитов дружинников. Окраска рубина обеспечивается примесью хрома, а коричневатые оттенки ему придают окислы железа. Вообще рубин – это оксид алюминия, относится к группе корундов и по твердости, и стоимости уступает только алмазу. Бессознательный выбор того или иного камня связан и с его химическим составом, но этот феномен не входит в задачу нашего исследования. Итак, рубин имеет красную окраску...

Красный цвет - «активный, мужское начало, цвет жизни, огня, войны, энергии, агрессии, опасности, революции, импульса, эмоций» (Л.Тресиддер, 2001). Символ связан с законом бинарности (полярности). В негативном символизме красного цвета прослеживается его связь со злом, особенно в египетской мифологии. В кельтской традиции смерть выглядит в образе красного всадника. В позитиве – цвет мужества, доблести, отваги и защиты. В христианстве – красный цвет – эмблема воинов господних – крестоносцев. Г.А. Бреслав (2000) в работе «Цветопсихология и цветолечение для всех» связывает красный цвет с агрессией и страстью. Если связать цвет с двумя мощными силами в человеческой природе: страстью к созиданию и страстью к разрушению, которые были названы  З. Фрейдом влечениями, то мы получим следующие понятия: по линии ЛИБИДО КРАСНЫЙ ЦВЕТ выглядит как (АКТИВНОСТЬ + ВОЗБУЖДЕНИЕ) - секс, страсть, любовь; по линии МОРТИДО (АКТИВНОСТЬ + ВОЗБУЖДЕНИЕ) - агрессия, гнев, борьба, опасность.

В методе цветолечения (хромотерапия) Бреслав рекомендует красный цвет для лечения ран, рожистых воспалений, язвенной болезни желудка и женской половой сферы с помощью эндоскопа.

Здесь же читаем: «Согласно восточной медицине, он лечит заболевания, вызванные ветром и влажностью. Астрологи считают этот цвет благоприятным для лечения людей, родившихся под созвездием Овна, Льва, Стрельца – знакам Огня».

Типичным примером прорыва бессознательного в образе символов является исторический факт, связанный с жизнью и смертью императора Павла I. Российский самодержец на всех прижизненных портретах изображался на фоне красного цвета, в красной одежде с изобилием различной фаллической символики. Символизм и тайна окружала как рождение, так и гибель Павла I. Рождение вблизи лунного затмения является в астрологии  символом рока, фатума, тайны. 26 февраля 1797 года император «самолично» укладывал первый камень на строительство Михайловского замка – образца средневековых замков, в окружении рва и окрашенным позднее в цвет (кирпично–кровавый) перчатки «прекрасной дамы сердца» А.Лопухиной-Гагариной. В описи регалий Российской короны Павла I значиться перстень с великолепным «рубиново – красным алмазом». Роковой удар в голову в этом же замке, призванным защищать своего владельца, а послужившим через четыре года местом гибели, был нанесен золотой табакеркой, инкрустированной рубинами, Николаем Зубовым (случайность?).

Рубины – красный цвет - орден Крестоносцев – Мальтийский Орден – кровь – агрессия – смерть- красный замок  (названый в честь Михаила Архангела – предводителя воинства Христова, который на всех иконах изображается в красной одежде). Все это - переплетение явлений синхронии, символизма, событий физической и психической жизни, сценарий жизни и смерти «Самодержца Всея Руси», написанный красным цветом. Тайной окутано и рождение сына Екатерины II и Петра III – «то ли сын фаворита императрицы, то ли сын чухонской девки». Будущий император воспитывался бабушкой Елизаветой, был оторван в младенчестве от матери, перенес убийство отца – алкоголика, интриги матери, связанные с наследством на трон, раннюю смерть первой жены, заговор сына. Символистическое содержание бессознательного проявлялось в течении всего небольшого срока правления Павла I (четыре года, четыре месяца и сорок дней в Михайловском замке). Противоречие и фатальность буквально витали вокруг императора и при его жизни, и  после его смерти. Вот только несколько отзывов о характере и личности Павла I.

«Социальная репутация Павла у грамотного сословия была такой, что кроме реальных историй ему охотно приписывали десятки недействительных или сомнительных» (Н.Я. Эйдельман «Грань веков»). «Характер благородный, рыцарский» (Л. Толстой). «Дегенерат второй степени» (П.И .Ковалевский). «Властитель, желающий максимально предельной власти (Эйдельман). «Романтический император» (А.С.Пушкин). Как только не называли гроссмейстера Мальтийского ордена, православного императора, пытающегося соединить в своей фигуре духовную и светскую власть: царь – папа, русский Гамлет, русский Дон – Кихот, и т.д. Павел I соединял в себе смесь благородства и причуд, калейдоскоп пророческих видений. Идеи чести, благородства, рыцарства, реформаторства соединялись с провидением военно–политических жестких реформ, вспыльчивостью, доходившей до самодурства. Существует даже так называемый «Павловский стиль в искусстве (и все это за четыре года правления), связанный с этикетом, театральностью, манерностью, преобладанием символизма во всем (знамена, гербы, эмблемы). Символизм эпохи Павла I говорит сам за себя – попытка защититься с помощью проективной идентификации – перевод пассивного в активное - для прикрытия бессознательного страха доэдипальных проблем. Проекция желания казаться сильным, благородным, мужественным, бесстрашным. Красные тона, окружающие Павла I как бы говорят нам через глубину эпох: «Я не жертва, я воин». Психологически красный цвет направляет внимание человека на внешний мир, что и пытался делать Павел I, придя к власти и продолжая реформы знаменитого прадеда Петра I. Однако современников бурная энергия императора пугала, реформы раздражали, а инфантильность смешила. Идентифицируя себя с образом идеализируемого прадеда, внук потерпел поражение. Убить отца в образе Петра I сыновья (власть стоящие) не смогли, но сделали это в правнуке. История императорской семьи Романовых переплетает в себе все известные мифы от Эдипа до Осириса. Смерть отцеубийца Александра I (Эдипа) так же окутана тайной (то ли умер при странных обстоятельствах, то ли ушел в монашество).

Интерпретация символизма цветовой гаммы и предметов, окружающих императора при жизни позволяют говорить не только о бессознательном конфликте желаемого и действительного, но и о тех механизмах психических защит, которые использовало его «Я»: идеализация, интроекция, отрицание, проективная идентификация, расщепление, грандиозность, магическое мышление. На языке психоанализа у Павла - пограничная структура личности. Красный цвет - символ власти, жизни и смерти. Наличие красных камней у жертвы и убийцы – пример синхронического проникновения реальности психической энергии в реальность физическую (групповая агрессия, кровь и смерть) в фокусе трагедии, разыгравшейся в Михайловском замке. Как здесь не задуматься о мистическом – не спровоцировала ли психическая реальность красного цвета финал трагедии? (слово «мистика» - от греческого - тайна). Миф красного камня, как убийцы структурировал реальность. Однако, как философская доктрина мистицизм - разновидность интуитивизма и иррационализма, что в свете психоанализа принадлежит области предсознательного и бессознательного. До появления «настоящей науки» человек познавал себя и окружающий мир именно мистически, а в период Средневековья другой подход был просто не возможен, достаточно вспомнить работу такого естествоиспытателя, как св. Хильдегарда, которая пыталась объяснять свои знания «откровениями». Печальная участь постигла другого естествоиспытателя и великого врача Парацельса (1493-1541гг.), пытавшегося постигнуть законы единства человека и природы: «Человек зависит от звезд потому, что имеет звездное небо». Астрология привязывает каждый минерал к определенной планете; нумерология – к числу. Камни красного цвета связаны с вибрациями планеты Марс, энергией огня и числом  «три». История сохранила много мифов и легенд, связанных с различными камнями, в том числе красного цвета, чаще всего это истории войн. Здесь мы встречаемся с бессознательной проекцией образа римского бога войны Марса одновременно на несколько предметов: число, планету (которую еще часто называют красной) и камни (шпинель, рубин, гранат). В символизме числа «три» проявлены и такие понятия, как  гармония (Пифагор) и законченность (Аристотель), так как имеет начало, середину и конец. В даосизме три символизирует силу, так как предполагает наличие центрального элемента. В христианстве - это символ троицы. У некоторых африканских племен три - число мужчины (пенис и два яичка). В любом из вариантов в разных культурах мы встречаемся с проекцией мужского начала как  на символ числа и цвета, так и на символ  красного камня (рубин) В парадигме психоанализа - проекция энергии агрессии. Г.Бреслав (2000) пишет: «Основные желания людей красного типа поведения – продемонстрировать свою силу и сексуальность. Основная цель поведения – получение возбуждения, а основной страх – страх перед избытком такого возбуждения. Основное желание – действовать и добиться успеха». Характер и история жизни и смерти Павла I является тому наглядным примером. Архетип Воина, Героя, Рыцаря, владеющий бессознательным императора и слабое, незащищенное, не умеющее укрепить собственные границы Эго, финал – гибель от внешней агрессии.

Белый цвет- символ очищения, цвет ангелов и проводников. В христианстве - символ Бога-Отца и Святых Девственниц. На востоке - символ целомудрия и смерти. Белая фата невесты – умирание старой и рождение новой жизни. У Джека Тресиддера (2001) – символ «чистоты, истины, невинности и жертвенности». Белый – позитивная сторона антитезы «черное - белое» во всех символических системах. Универсальный символ посвящения неофита, переход в иное состояние, как символ смерти ассоциируется с посвящением в новую жизнь. Камни белого цвета содержат в своих символических значениях такие архетипы, как Мать, Дева, Смерть. Белый поделочный камень кахолонг – символ материнства. На Востоке его называют «молоком священной коровы» и предлагают иметь всем беременным женщинам. Название произошло от калмыцких слов «кахе»- река и «чолонг» - камень, дословно – камень реки. В названии переплетено несколько архетипов - Вода, Земля, Мать (символы жизни) В юртах калмыцких женщин, кахолонг был желанным гостем. Не утрачен этот обычай и в наши дни, где необработанный камень заменен пирамидами. Новые времена приносят новые традиции. Пирамида и шар – самые загадочные и таинственные геометрические фигуры. Существует гипотеза, что в них закодирована информация о строении Вселенной. Здесь мы встречаемся еще с одним символом—формой камня. Предания о пирамидах и магических кристаллах (чаще - это горный хрусталь), и размышления Платона отсылают к загадочной Атлантиде. Согласно данной легенде - атланты использовали пирамиды и кристаллы для подключения к силам Космоса. Одна из современных гипотез, объясняющих действие пирамид - концепция хронального поля (академик А.И.Вейник.). «Все физические, химические, психофизические и иные процессы в живой и неживой природе сопровождаются излучением количества хрононов» (Рысьев, Кайдалова «Литотерапия», 2002). Сам человек тоже является источником хронального излучения. Именно хрональное излучение йоги называют аурой. Свечение хронального поля зафиксировано приборами Кирлиан. Хрональное излучение, идущее из Космоса, можно улавливать с помощью различных геометрических фигур, например пирамид. Те же пирамиды могут отвести в космос негативные хрональные потоки из живого помещения. Именно так пирамиды нейтрализуют геопатогенные излучения и гармонизируют внутреннее пространство помещений. Пирамиды из таких минералов, как кварц, шунгит, нефрит, кахолонг широко применяются современными литотерапевтами для нейтрализации геопатогенных зон. «Геопатогенная зона суть обобщающее понятие. Геопатогенными (а также реактивными или зонами отягощения) называют зоны или участки земной поверхности различной протяженности, длительное нахождение в которых приводит к ослаблению здоровья и развитию заболеваний» (О.А.Рысьев,2002). Происходит слияние культур, а вместе с ним видоизменяется архетипический мир бессознательных образов, что позволяет структурировать психику, как отдельного индивида, так и общества в целом с учетом требований новой зарождающейся культуры, объединяющей традиции многих этнических групп. Подтверждается идея Д.Винникота (2002) о том, что  «игра и культурный образ» могут быть локализованы и непосредственно связаны с социальным окружением.

В парадигме психоанализа невроз – это конфликт между индивидуальным и культурным мифом, который может быть как индивидуальным, так и родовым или этническим. Поиск новых форм адаптации приводит к пересмотру национальных символов и включение в них опыта всей цивилизации. Происходит изменение сознания через массовую психотерапию с помощью предметов культуры, в нашем случае – камня. Ценность такого рода терапии состоит в том, что увязка с национальными архетипами действует гораздо эффективнее, чем любые другие виды воздействия, однако не мгновенно, а через бессознательную адаптацию, т.е. требуется время.

Жемчуг - традиционный символ целомудрия и девственности. Наиболее известные девственницы – Дева Мария, греческая богиня Артемида, и нимфа Дафна, символизирующие женское начало. В «Словаре символов» Д.Тресиддера (2001) находим следующее описание символа жемчуга «среди драгоценных камней самый существенный символ как света, так и женственности. Его бледное сияние ассоциируется с полной луной, водное происхождение – с плодородием. Скрытое от глаз развитие внутри раковины с рождением или возрождением. В христианстве жемчужина – метафора Христа во чреве Девы Марии. Сексуальная символика жемчуга достаточно противоречива: символ  невинности носила рожденная из морской пены богиня любви Афродита (она же Венера у римлян). Белый цвет камня, символизирующий как жизнь, так и смерть ассоциируется со слезами. Разорванное жемчужное ожерелье считалось дурным предзнаменованием. Жемчуг связан с числом «два» и Луной. Оба символа связаны с законом бинарности. Символ двойственной природы жизни и смерти подтверждает амбивалентную символику драгоценности. Жемчуг является излюбленным украшением многих женщин, но в нем нет образа женщины-матери, как в случае с кахолонгом. Он символизирует  двойственную психическую природу женщины, не дающей жизнь, а жертвующей своей материнской частью – архетип Жертвы (девственницы - невесты Христовы или сам Христос – мессия, символ жертвы, распятой на кресте). Бессознательная проекция жертвенности отражена и в предпочтении жемчужных ожерелий в свадебном наряде невесты, и в украшении жемчугами русских национальных костюмов, и в странном наполнении дешевым речным жемчугом рынка страны в конце 80 начале 90 годов прошлого столетия, и в таком же его стремительном исчезновении в настоящее время. Хотя, я думаю, есть и рациональные объяснения  данного факта. На мой взгляд, здесь проявляется бессознательная проекция потребности нации в новой  идентичности, новых ценностях и идеалах, новых целевых установках. Так же, как и с отдельной личностью, так и со страной в целом, оказавшейся в состоянии кризиса всех государственных систем (кризис Супер-Эго), происходит регресс к старым стереотипам и идеалам (миф жертвы), для того, чтобы оттолкнувшись от надежного паттерна, найти новые формы адаптации, выстроить более надежные границы Эго, пока Супер-Эго в виде государственной власти, объединившейся с православием, ищет для себя новую идентичность. Чем сильнее стрессовая ситуация, тем глубже регресс и архаичнее формы защиты. Общество нуждается в переходном периоде, обеспечивающем базовую стабильность и доверие для психического выживания, камни в этом случае играют роль переходных объектов. Судя по тому, что массовый спрос на дешевый речной жемчуг закончился, можно надеяться, что общество выходит из кризиса жертвенности, выбирая жизнь, а не смерть. Подтверждают мои выводы и анализ преобладания в обществе в «смутные» времена черного цвета, в том числе черных камней.

Черный цвет – почти повсеместно представляется символом негативных сил и печальных событий, цвет «скорби, потерь и утрат». Как цвет христианских и мусульманских священников он отражает уход от жизненной суеты, цвет мщения в исламе. В литотерапии существует понятие «траурных камней»: гагат, обсидиан, опал, гематит, празем, морион, магнетит. Все они черного цвета или имеют черные вкрапления. На ряду с жемчугом, при развале СССР стали пользоваться популярностью такие черные камни, как гематит, обсидиан, гагат и шунгит. В литотерапии даже появилось направление – шунгитотерапия (Рысьев, Липовский), основная задача которой – гармонизация с помощью шунгитовых пирамид, цилиндров, шаров и шунгитовой воды (фильтр «Росинка»). Цель терапии - снятие последствий стрессовых ситуаций, снижение тревожности, обеспечение стабильности. Шунгит активно предлагается в качестве защиты от негативного влияния геопатогенных зон и других видов излучений. Шунгит - минералоид, крупное месторождение которого находится в Карелии и известно со времен Петра I, (курорт «Марциальные воды»), но титул «национального достояния» заслужил лишь в конце ХХ века. Безусловно, большую роль здесь сыграли последние открытия в области химического состава камня и его биофизических возможностей, но и психологический феномен на лицо. Шунгит сам по себе камень мало привлекательный, его не отличает ни игра цветовой гаммы, ни гипнотическая глубина, не привораживают легенды. Согласно одной из теорий, шунгит - часть гигантского метеорита, принесенного на Землю, кусок погибшей планеты Фаэтон, на которой, как предполагают когда – то существовала жизнь. «Возможно, после шунгитовой бомбардировки и появилась на нашей планете кислородная форма жизни» (О.Рысьев, О.Кайдалова, 2002) Там же находим: «Счастливым образом совпали по времени наши исследования и открытие американцами новой формы существования углерода в виде полых ионов, так называемых фуллеренов и фуллеритов, в результате было установлено, что молекула С 60 имеет замкнутую сферическую структуру, что и объясняет ее повышенную стабильность. Через семь лет после открытия фуллеренов бывшим советским ученым Семеном Ципурским, уехавшим в Америку, фуллерены были обнаружены в карельском шунгите». Ученые до сих пор не знают, как появились фуллерены в шунгите, но как появились сами шунгиты, возможно еще большая загадка для науки. Одни считают, что шунгиты органического происхождения, другие – неорганического. В литотерапии шунгит предлагается для лечения следующих заболеваний: нейродермит, псориаз, экземы, артрит, полиартрит. Как видим, это группа психосоматических заболеваний, которыми страдают люди, выбирая в качестве защиты Эго – соматизацию. В парадигме психодинамической терапии, причина бессознательного выбора данной защиты - отсутствие  или недостаточность тактильного контакта младенца с матерью и подмена чувств в симбиозе «мать-младенец» - заботой о физическом теле. Личность с доэдипальным конфликтом, нуждается в дуальных отношениях и пытается компенсировать их отсутствие любыми формами зависимости от наркотиков и алкоголя до заболеваний и лекарственных препаратов. Здесь мы встречаемся с довербальным конфликтом, а камень в качестве партнера, обеспечивающего базовое доверие, вполне может играть терапевтическую роль в альянсе «человек-минерал». Шунгит, очень приятный и теплый на ощупь камень, прекрасно подходит для тактильного контакта в данном альянсе, где психический конфликт символизируется телесностью. Синхронию активизации физических исследований, наличие двух интересных чисел в данной истории (семь и шесть), нахождение у Ципурского нескольких шунгитовых проб, «которые он случайно взял с собой на память о работе в Геологическом институте» можно вполне объяснить «происками» бессознательного. А именно - потребностью общества в психическом выживании и выборе новых путей и форм идентичности и кризисом самого ученого, которого индивидуальные проблемы физического выживания толкнули за океан, а психический конфликт разрешился сублимацией в научное исследование, обеспечив тем самым прорыв не только в области физики, но и литотерапии. «В этой работе молекула С 60 была определена как кластер с магическим числом атомов в нем». Рассмотрим, что скрывается за данной магичностью. Число шесть – символ союза и равновесия. Графическое выражение - гексаграмма (шестиугольник), объединяющий два треугольника. Треугольник - символ числа три (с ним мы встречались выше) - знак триединства, стабильности. Треугольник вершиной вверх - мужское начало, огонь, небо. Треугольник вершиной вниз – женское начало, земля, вода. В результате мы получили знаменитый знак - Звезду Давида - символ человеческой души. В пифагорейской системе шесть – знак удачи или счастья. Не поиски ли этих экзистенциальных ценностей активизировали нашего героя на новые научные открытия, героем которых стал шунгит? Семь – мистическое число космического и духовного порядка (через семь лет после открытия фуллеронов они были обнаружены в шунгите), символизирующее природный цикл. Число семь было основным в Месопотамии, где небо и землю делили на семь зон и изображали Древо Жизни с семью ветвями. В Древнем Египте семь было священным числом бога Осириса (символ бессмертия). В арабской фольклорной традиции числу семь приписывают способность оберегать от зла. В христианстве существует понятие о «семи смертных грехах»: гнев, жадность, зависть, обжорство, похоть, гордыня, лень (установки Супер-Эго). В астроминералогии число семь связано с планетой Сатурн и со стихией земли. Антон Кемпинский (2002) считал, что образ Сатурна играет решающую роль в мифологическом символике меланхолии  Сатурн (греческий Хронос или Кронос) был сыном Урана, которого он сверг. В борьбе за власть со своим сыном Зевсом он был оскоплен и сброшен в Тартар, где ждал, когда минет время правления олимпийских богов и подойдет время, символом которого он является сам (хронос - время, в переводе с греческого, помним, что хрональной назвал свою концепцию взаимодействия полей академик А.И.Вейник). И тогда люди и весь мир вернуться под его власть и к состоянию первородной невинности «В Дельфах почитался архаический фетиш омфал (пуп земли) - камень, проглоченный Хроносом вместо сына - Зевса. Зевс поставил омфал под Парнасом как памятник «пупа младенца» на диво всем смертным».Хронос, в свою очередь, был втором из поколения богов, которые свергали своих отцов (титанов). Уран-Небо, Гея-Земля, Хронос - сын неба и земли. Омфал – первый камень, символизирующий сына бога, ставшего отцом богов и людей, верховным божеством в греческой мифологии - Зевсом (дословно - «светлое небо» - индоевропейского происхождения). «Зевс приносит в мир законы, порядок, науки, искусство, нормы морали. («Мифы народов мира», под ред. С.А.Токарева, I том). Таким образом, в данном мифе Зевс выступает фигурой, символизирующей  в человеческой психике Супер-Эго, а Хронос - Ид. С именем Зевса, его братьев, сестер и жен (сиблингов) связано первое мифологическое понятие семьи, где все постоянно находятся в борьбе за власть и выживание. Фигура Сатурна - амбивалентна, так как и он сам пожирал своих собственных детей. Сатурн - символ печали и размышлений о минувшем счастье, и символ надежды, возвращения утерянного счастья (удовлетворения влечений). В драме божественной семьи мы видим трагедию конфликта между Супер - Эго и Ид, а Эго заменяет камень - омфал, только проглотив камень, Сатурн-Ид смог утешиться иллюзией, что придет и его время, а в это время властью пользуется Зевс - Супер–Эго, обманув отца надеждой в виде иллюзии-камня. Камень, в таком случае, символизирует и бога (Зевса), и сына (Неба и Земли) Только после совершения обмана и подлога стала возможна власть богов в мире людей. Атрибуты Сатурна связаны с символами печали и меланхолии. В астрологических представлениях Сатурн - символ зла и несчастий, которые ведут к совершенству через очищение. Уже для древних вавилонян Сатурн был связан с черным цветом - «Черное Солнце». В соответствии с традициями Запада, черный цвет означает печаль и траур, действуя угнетающее на психическое состояние человека. Однако, он так же, как и белый, служит хорошим фоном для проявления всех остальных хроматических цветов. Однако тот же черный цвет является символом достоинства, что проявляется в цвете черной одежды на торжественных церемониях в различных религиозных и оккультных ритуалах. Мифический философский камень среди прочих символических имен называется Меланхолией и Черным Камнем, а ипохондрия также называется «черной болезнью». Надеюсь, переводить символическую связь между черным шунгитом и активизацией нового направления в литотерапии - шунгитотерапии в период, когда ипохондрические настроения в обществе требуют новых форм терапии, а депрессия принимает форму эпидемии, нет необходимости. Секрет синхронии раскрыт, ну а загадка Фаэтона остается в сфере бессознательного, которое само подсказывает новые пути и раскрывает тайные горизонты. Общение с шунгитом доставляет настоящую радость и без знания всех его сложных биофизических и психических возможностей. Здесь достаточно довериться иррациональному. Ну, а то, что месторождение шунгита нашли пока только в России, также знаменательно. Россия находится на границе Востока и Запада, ее отличает иррациональный способ мышления (знаменитая загадочность русской души), то, что принято сейчас называть российской ментальностью. Многие символические проявления находятся в сфере предсознательного. Российскую ментальность отличают слабые границы между сознанием и бессознательным, что дает возможность осознавать многие явления гораздо быстрее, чем, например, представителям чисто европейской или американской культуры. Прорыв бессознательного в предсознательное, а затем перевод его через символические образы в сознание, для россиянина упрощен. Достаточно иметь благоприятные условия в виде глубокого регресса, который так же легко обеспечивается, например экономической и политической нестабильностью. В нумерологии шунгит ассоциируется с числами один, семь и девять. Число один символизирует первичную цельность, источник жизни, нечто неделимое, мистический центр, из которого произошло все сущее. «В обыденном понимании один - эмблема начала, знак человеческого Я, а также одиночества» (Д.Тресиддер, 2001). Ученый отправляется в эмиграцию, «случайно» берет с собой камень, символизирующий одиночество, печаль с одной стороны и стабильность, очищение надежду - с другой. Пожалуй, лучшего спутника при расставании с Родиной придумать сложно. Здесь мы встречаемся и с потерей значимого объекта, и с надеждой найти другой либидинозный объект, и с бессознательным проецированием психического конфликта на камень, сыгравшего роль того же переходного объекта. Д.Винникот (2002) считал переходный объект - символом материнской груди. Число девять – утроенная триада. В Китае считается наиболее благоприятным числом и наиболее мощным и действенным в контексте философской системы «инь-ян» В мистицизме - символ тройственного синтеза мысли, тела и духа. В христианстве – знак порядка внутри порядка. Символ мужской храбрости и выносливости. Опять таки лучшего терапевта, переключившего тоску и боль на новые достижения и открытия, на обретение новой идентичности на чужом континенте и лучшего объекта для исследований и открытий в данной рассмотренной ситуации трудно найти. Таким образом, простой черный камень шунгит, который многие сочтут обычной галькой под ногами, смог рассказать нам через свой символизм о судьбе своего хозяина и его открытии...

Гагат - черный ископаемый уголь, известен с неолита. Еще один черный камень, служивший оберегом для многих поколений людей. Аль-Бируни считал изделия из гагата лучшими амулетами от сглаза (амулет, от арабского - подвеска или от латинского – оберег). Авиценна советовал окуривать дымом горящего гагата больных эпилепсией. О.А.Рысьев (2002) называет гагат камнем Сатурна, «камнем ночи и ночных тайн». Он связан с предсознанием человека - самым мощным источником информации. Этот камень помогает человеку обрести способность чувствовать то, что недоступно пяти органам чувств. Гагат оберегает человека от кошмаров, страхов, тоски, безысходности, наваждений, безутешности. Именно эти свойства делали его полезным людям, потерявшим близкого человека. Несмотря на это, в средние века его считали камнем погребального обряда. К гагату некоторые относятся с подозрением еще и потому, что всадник Золотое Копье, пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат носил перстень с гагатовой вставкой» (О.Рысьев,2002). Как видим, камень говорит символическим языком меланхолии, предлагая излечение от нее с одной стороны и вытесненным в бессознательное страхом смерти (энергия мортидо) - с другой. Легенда связывает гагат с символом власти и кары в образе Понтия Пилата, а на уровне предсознательного с его жертвой - Иисусом из Назарета. Таким образом, гагат, символически синтезируя несколько мифов (от Героя до Матери), позволяет снижать бессознательные чувства «базальной тревоги» (К.Хорни,2000), как физиологической, так и психологической, сглаживая тем самым остроту бессознательного конфликта между двумя врожденными влечениями (инстинктом жизни и инстинктом смерти). Уменьшаются фрустрация и кастрационная тревога (Пилат казнил Спасителя-отца), снижается риск невротизации. Гагат в этом случае служит заместителем матери, окружая своего владельца заботой, удовлетворяя базовые потребности. Происходит бессознательная идентификация с образом Иисуса Христа, с бессмертием.

Благодаря гагату в литотерапии появилось еще одно направление - четкотерапия, связывающее религиозные ритуалы моления по четкам с телесным контактом с камнем. Гагат, так же, как шунгит, очень приятен на ощупь, медитативные практики с ним доставляют настоящее наслаждение, а значение тактильного контакта с либидинозным объектом, замещающим мать, в нашем исследовании уже рассматривалось. Гагат дает еще филогенетическую связь с памятью предков, бессознательно связывая индивида с родом, укрепляя его в своей идентичности, обеспечивая целостность личности. Камень очень популярен на Кавказе (в Грузии), где родовая связь остается очень сильной и в наши дни Гагат - символ «Священной Великой Матери». Здесь мы встречаемся и с проявлением архетипа Матери (авторитет женщины-матери у народов Кавказа бесспорен), и с групповой проекцией женского пассивного начала на камень народа-воина, не позволяющего себе проявлять слабость, но символизирующего о скрытой стороне групповой  идентификации через ритуал общения с камнем через четки. Черный цвет одежды также очень популярен у народов Кавказа, которые иногда могут носить траурные одежды всю жизнь.

Черный цвет имеют почти все метеориты. Поклонение этим камням связано, конечно же, прежде всего с их загадочным и эффективным появлением, с астральным мифом. В Древнем Риме, Индии, Китае, средневековой Франции для хранения метеоритов и поклонения им строили храмы. Более других метеориты почитают мусульмане. Храм Кааба в Мекке построен для черного метеорита. Ислам учит, что черный  камень Каабы – это окаменевший ангел-хранитель самого Адама. Можно предположить, что если Адам - праотец, то черный камень - прамать, ангел – существо бесполое, андрогин, в нем нет греха. Тогда какой грех отмаливают в храме Кааба? Не те же эдипальные проблемы скрываются в ритуале поклонения камню и почему окаменел ангел? Во всех мифах и легендах окаменение - символ смерти. Миф Кааба сохраняет остатки желания смерти отца и стремления овладеть матерью (камнем), символически отражающиеся уже в другой религии – исламе. И здесь прослеживается конфликт в детской жизни уже другого народа - сексуальный конфликт с родителями и его разрешение в символической форме с помощью религиозного ритуала.

Рассмотренные цвета - черный, белый, красный применялись алхимиками в своих трансформационных опытах (четвертый цвет – золотой), символизируя приемы перехода от твердого состояния вещества (материи) к дистилляции (очищению). Таким образом, в рассмотренных нами минералах в части символики цвета, заложена идея преображения (изменения), т.е. своеобразная невербальная психотерапия.

Уже в ранних работах, З.Фрейд указывал на то, что прототипом психологической защиты является механизм вытеснения, цель которого - избегание неудовольствия или негативных аффектов, которые сопровождают внутренние психические  конфликты между влечениями бессознательного и теми структурами, которые отвечают за регуляцию поведения личности. Анна Фрейд считала, что аффектами, включающими работу защитных механизмов, являются страх и тревога. Они, в свою очередь, имеют три источника: страх перед ИД; невыносимые состояния, вызванные чувством вины или стыда (страх перед Супер–ЭГО) и страх перед реальностью. Можно вообразить, что в нашем примере образ камня является символом отображения реальности. Анна Фрейд пришла к выводу, что использование психологической защиты (отрицание, вытеснение, проекция, интроекция, регрессия, формирование реакций, изоляция, уничтожение сделанного, борьба «Я» с самим собой, обращение против себя, сублимация, расщепление) конфликт не снимает. Страхи сохраняются и, следовательно, велика угроза болезни. Неофрейдисты показали, что определенные наборы психозащитных техник ведут к соответствующей, совершенно определенной симптоматике. При определенных психологических патологиях используется соответствующие защитные техники. Истерия чаще всего обращается к такому феномену, как вытеснение, а невроз навязчивых состояний использует изоляцию и подавление. Последние исследования, в частности в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург) подтвердили данную гипотезу. В.А. Ташлыков (Киршбаум, Еремеева, 2000) обнаружил, что у больных истерией в 62% случаев было выявлено вытеснение, а в 82% случаев у больных неврозом навязчивых состояний ведущими механизмами были интеллeктуализация и изоляция.

При использовании минералов, истероиды также выбирают камень согласно вытесненного из сферы сознания неприемлемого мотива, объясняя примерно так: «Мне так хорошо с этим камнем, он мне нравится, я чувствую прилив сил и т.д.» Данное высказывание можно трактовать и таким образом: «Соединяясь с камнем, я не боюсь угрозы со стороны внешнего мира» (помним, что камень-символ реальности, его можно потрогать, увидеть, он реален, он часть природы, часть внешнего мира). Навязчиво – компульсивная личность объясняет ношение или выбор камня, используя рационализацию («потому что …») или интеллектуализацию («Я родился под знаком Льва, а Львам положено носить янтарь…»).

Функция психологической защиты - ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний. «Защита – общее обозначение всех приемов, используемых Эго в тех конфликтах, которые могут привести к неврозу» (З.Фрейд).

К.Хорни (2000) считала, что основа невроза закладывается «базальной тревогой в детстве и, стремясь справиться с угрозой, исходящей от враждебного мира, человек выбирает одну из трех защитных стратегий». Таким образом, невроз – это тоже защита, как и «бегство в болезнь». Психоанализ считает, что тревога является стимулом развития, поэтому и защита играет огромную роль в нормальном развитии личности, а не только при патологиях. Примером такой защиты является сублимация, выраженная в творческом взаимодействии камня и человека (у ювелиров, скульпторов, архитекторов, камнерезов и пр.). В. Райх (1999) отмечал, что вся структура характера человека является единым защитным механизмом. В этой единой защитной системе путем «поглощения бессознательной энергии либидо и тревоги» происходит уклонение от естественных притязаний сексуальной энергии и «уход от реальных страхов». При этом процесс образования «характерологического панциря идет бок о бок с мышечным напряжением и даже судорогами». Райх считал, что психотерапевтическая  работа состоит в разрушении этой мощной двойной защиты: характерологического и мышечного панциря. Феномен действия литотерапии и хромотерапии подтверждает гипотезу Райха. В конце прошлого века Д.Уокер в своей книге «О происхождении кристаллов» писал, что по его мнению, кристаллы «реагируют на мысли и эмоции человека, взаимодействуют с его разумом, повышают энергию мышления и силу его чувств» (Рысьев,2002).

Защитные механизмы психики были объектами исследования в самых различных областях психологического знания и в разных парадигмах научного объяснения. В.К.Мягер (2000) предлагает делать различие между патологической защитой (неадекватными формами адаптации и нормальной защитой, профилактической, постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни). Психологическая защита у невротиков ослабляет в сознании больного остроту выраженности чувства несостоятельности, унижения, страха, боль потерь. А так как в психоанализе понятие «невротик» означает «здоров», то следует, что без определенных защит нам просто не прожить. «Защитные механизмы есть способы организации частичного временного душевного равновесия с тем, чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей» (Р.М.Грановская, 2000). Роль камня в этом случае достаточно актуальна. «Нам не следует удивляться, если мы узнаем, что с раннего детства люди не меняют своего отношения к жизни, хотя внешним проявлением этого отношения в раннем детстве и в последующей жизни могут сильно различаться» (А.Адлер, 2002).

 


Категория: Мои статьи | Добавил: bugrova (26.08.2011)
Просмотров: 2666 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Друзья сайта

Поиск

Категории раздела

Мои статьи [142]