ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ. ГРУППАНАЛИЗ.

Суббота, 20.04.2024, 06:06

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Галина Савченко Психоанализ З.Фрейда и расстановки по Б.Хеллингеру. Точки соприкосновения.
Главная » Библиотека » Арт-терапия и новые направления глубинной психологии. » Психоанализ З.Фрейда и расстановки по Б.Хеллингеру. Точки соприкосновения.

Психоанализ З.Фрейда и расстановки по Б.Хеллингеру. Точки соприкосновения.

Г.Савченко.

 С-Петербург 2010.                                                    

 

Я не стану подробно излагать всем известную теорию Фрейда и теорию семейных систем Хеллингера. Фрейд открыл и описал процессы бессознательного и этим произвел переворот в сознании науки. Общеизвестно, что он создал новую систему понимания  человека и его внутренних душевных процессов.

 

Несмотря на то, что новые знания о человеке и причинах влияющих на его жизнь, которые излагает Хеллингер в своей теории семейных систем , на первый взгляд отстоят далеко от психоаналитических воззрений Фрейда, с его теорией о бессознательном и энергии либидо, все же есть в этих идеях много общего, совпадающего и дополняющего друг – друга, что значительно  расширяет наши представления о человеке и его включенности в общепланетарные процессы.

 

В этом сообщении я сфокусируюсь на  так называемой «изнанке» процесса психоанализа и расстановок. Не углубляясь в сам процесс, мы посмотрим как работают одна и другая теории, почему происходят изменения с человеком  и почему проблемы наших клиентов, которые обращаются к нам за помощью - разрешаются. Я попытаюсь приоткрыть завесу волшебства и заглянуть в волшебную мастерскую, чтобы подсмотреть линию кроя и искусно спятанные узелки, которые соединяют, казалось бы, несоединимое и помогают нашим пациентам изменяться к лучшему.  

 

Из этого, я надеюсь, родится ваше понимание  того, как получается волшебство изменений. Или, вернее, что нет ни какого волшебства в теории Фрейда и системных расстановках Хеллингера.

 

Несколько слов об истории формирования общественного бессознательного.

Психология общества живет и формируется по тем же самым законам, которые формируют бессознательное каждого из его членов. Поэтому на каждом очередном этапе взросления человека на нашей планете, возникает бессознательный общественный запрос на работу с душой или как теперь говорят, с внутренними психическими процессами индивида.

На самых ранних этапах развития человеческого общества, в эпоху многобожия и анимистических языческих верований, такие функции врачевателя души исполнял шаман, в средние века, церковь активно берет на себя роль врачевателя душ, в эпоху просвещения – этим занималась академия наук.

Переломные моменты эпохи рождают Титанов и Героев, в мир приходят новые знания из которых формируются новые науки, влияющие на социальные и культурные  глобальные изменения.

 Наверно, можно сказать, что человечеству нужны такие встряски, чтобы побеждать, накапливающуюся естественную энтропию и совершать скачок вперед, к обновлению и изменению всей цивилизации.

Нам известно, что почти 200 лет назад, в Европе, так же как и сейчас, назревали огромные перемены.  Европа находилась под впечатлением Социального Дарвинизма,  Марксизма , новейших материалистических воздействий и механистических направлений в философии. Поэтому психоаналитическая теория Фрейда появилась не на пустом месте.

Сейчас весь мир переживает новую встряску. Новые знания о человеке и его взаимодействии с окружающим миром появляются на научном Олимпе. Я говорю о теории системных расстановок Б.Хеллингера. Мы живем в эпоху большого «сдвига», когда старое активно заменяется новым и это новое понимание человека и процесов внутрипсихического мира активно входит в нашу жизнь

Психоанализ З.Фрейда на исходе 1900 годов был новым, передовым методом, который затем, в течении почти двух столетий, будет призван удовлетворять бессознательные потребности общества на психотерапию и председательсвовать  в сообществе посвященных в тайное знание о природе человека.

Но локомотив истории на всех парах движется вперед. С огромной скоростью мир и человек впитывают новые знания и представления о природе вещей и о месте человека в той экосистеме. А старый добрый локомотив под названием «Психоанализ» со своей ключевой теорией психосексуальности, произведшей  переворот в понимании природы человеческих взаимоотношений,  дополняется новыми знаниями и открытиями.

Напомню, например, что еще пол века назад открытия М.Кляйн  в области терапии детей, и разработанная ею концепция в основу которой положены взаимоотношения младенца с пугающим образом материнской груди, вызвали шок и совершеннейшее неприятие в профессиональной среде.  Эта как и многие другие теории, возникшие из матрицы открытого Фрейдом психоанализа, или под воздействием его открытия, долгое время удовлетворяли  бессознательный запрос общества.

Теперь должна появиться новая интересная теория, движущая сила которой выведет науку психологию из того застойного состяния, в котором она находится вот уже много лет. Глупо и непрфессионально сопротивляться этим процессам

По моему мнению  одна из таких новых революционных теорий, которая окажет и уже оказывает сильнейшее влияние на психотерапевтический процесс и глубинно психологическое понимание природы человека, является теория системных расстановок школы Хеллингера.

 

Фрейд и Хеллингер. Сходства и отличия

Своеобразный метод психотерапии, который в интерпретации Фрейда  и с его легкой руки был назван психоанализом произошел из катартического метода. Впервые вместе с Й.Брейером они сделали сообщение о психоанализе  в работе «Этюды об истерии» в 1895 году.

Катартический метод подразумевал , что пациент находился под гипнозом, в результате которого его сознание расширялось и он попадал в то состояние, в котором у него впервые появился данный симптом. У пациента , находящегося под гипнозам, начинали возникать воспоминания и чувства, которые прежде не присутствовали в его сознании. Считалось,что в тот момент когда эти переживания становились достаточно аффективными и  пациент сообщал об этом врачу, симптом оказывался побежденным и более не возвращался.

Применяя катартический метод и исследуя бессознательное пациентов Фрейд сформулировал термин СОПРОТИВЛЕНИЕ. [1]

Фрейд знал, что не все невротические больные могли быть загипнотизированы и многие из них сопротилялись вторжению врача в область своих внутренних душевных процессов, поэтому работа с сопротивлением стала одним из основных  элементов классической психоаналитической техники.

В классической технике работа с сопротивлением происходит путем осознавание вытесненного бессознательного материала. Пациент сначала узнает что он защищается и только потом – какими средствами и от чего. Такую работу по осознаванию называют толкованием или интерпретацией

Итак, мы выяснили, что психоанализ работает с невротическим конфликтом , который проявляется в отношениях врач-пациент в виде сопротивления. А один из методов работы с сопротивлением, это интерпретация

 Всякий невроз базируется на конфликте между силами Я ЖЕЛАЮ и Я ДОЛЖЕН.

Из неразрешимости этого конфликта для инстанции Я, возникает невротический симптом. Техническим следствием для разрешения конфликта будет устранение вытеснения, или , согласно классической схеме лечение, осознание бессознательного конфликта.

Но вернемся к теории системных расстановок. Известно, что Берт Хеллингер долгое время был священником и занимался мессионерской деятельностью в африканских странах. Он наблюдал обычаи и верования коренного неселения, которые передавались из поколения в поколение, несмотря на доминанту католической веры. Эти наблюдения, затем, помогли ему в понимании системных процессов в описании своей теории. 

«Взглянув теперь столь же непредвзято на психотерапию, мы увидим, что некоторые школы сами стали похожи и на религию, которую стремились преодолеть, в частности на религии откровения. Здесь тоже есть свои основатели и свои апостолы, которые объявляют себя их сторонниками и приверженцами их учения. Многое в таком учении может быть правильным, но когда я объявляю себя его сторонником, я сужаю свой кругозор и оставляю без внимания другое, то, что с этим учением не совпадает, или я даже с этим борюсь. Так возникают психотерапевтические школы, которые относятся друг к другу так же как относятся к друг другу религии. Внутри этих школ существует своя ортодоксальность, свои правила, своя правая вера и правая практика, в них есть институты, надзирающие за следованием истинномц учению и практике и исключающие ренегатов»[2]

Известно, что психоанализ Фрейда произрастал из медицинских воззрений, гипноза, помноженного на  этнографические знания об анимистических верованиях и ритуалах древних плюс философия господствовавшая в те времена.

Системные расстановки так же вырастают из ритуалов и верований помноженных на современные знания психологиии и философии. Только основой учения Хеллингера является его базовое религиозное образование.

Фрейд был врачом, Хеллингер - священником. И тот и другой шагнули за рамки своей профессии чтобы работать с внутренним миром человка, с его бессознательным или «душой».

Фред открыл законы работы энергии либидо в бессознательном человека. Он связывал проблемы человека с препятствиями на пути течения Либидо.

Хеллингер основной движущей силой своей системы делает любовь и порядок дивжения любви:

«Нужно смотреть , как течет любовь, увидеть и отдать должное её действию в равной степени ввергающему в переплетение и  высвобождающему из него»

Очень пожоже на то, как если бы он говорил о фрейдовсом либидо и его метаморфозах!

Метафора порядка Б.Хеллингера уходит корнями в ту область которую юнгианцы называют  коллективным бессознательным, неким внешним полем  существующим  вокруг сознания .У Хеллингера это называется Большой Душой и в этом его теория во многом переплетается с теорией Юнга, который писал: « В самом глубоком смысле сны каждого из нас рождаются не в нас, а в том, что находится между нами и другими.»[3]

В основу теории системных расстановок, говорит Хеллингер, легли и психоанализ Фрейда с его механизмом проекции и Юнга, который  в божественных религиозных откровениях увидел универсальный механизм архитепического в образе Я.

 Многочисленные наблюдения религиозных семей и религиозного поведения  помогли Хеллингеру понять как отношение к религиозной тайне  выстраивается на основе личного и семейного опыта. Бог верующих наделяется качествами королей и властителей прошлого , получает человеческий облик и человеческое поведение.  Современная глубинная психология базируется на аналогичных формулах  поведения: родитель – ребенок, которые человек привносит из своего опыта в качестве моделей жизненных установок. И в этом еще одна из точек соприкосновения теорий Фрейда и Хеллингера. Правда Хеллингер расширяет и детализирует такие модели своей теории. Так же как Фрейд, Хеллингер дает нам описание инструментов психотерапевтического процесса:

«... Это ребенок и родители, сообщество избранных в семье или роде, отношения уравновешенности с точки зрения «давать» и «брать», отношения между мужчиной и женщиной, к примеру , в представлениях о священном браке и любовном единении, и  отношение родителей и детей, когда мы, как родители своим детям, предписываем им , что делать и как себя вести, чтобы они могли быть нашим Богом. Я наблюдал так же, что многим богоискателям не хватает отца и когда они находят своего настоящего отца, их поиски Бога прекращаются. Или что многим аскетам не хватает матери, как, например, Будде.»[4]

Не правда ли очевидное сходство с теорией психосексуального развития и Эдипальным Конфликтом - базовым постулатом теории Фрейда?

Так же Хеллингер говорит о базовых потребностях и базовых связях, уравновешивании в отношениях и иерархическом порядке в семье, о полносоставности( когда  проблема проистекает из-за отсутствия важного члена системы) о принципе НЕвечности, который делает систему гибкой и позволяет вносить изменения. Он говорит о внутреннем образе по образцу которого которого человек выстраивает свою жизнь ( в отличии от теории Фрейда , этот образ не обязательно произрастает из личного опыта, но обязательно из семейного, из судеб других членов семьи, рода) и тем самым указывает какое или чье место занял ребенок в семье ради сохранения равновесия семейного организма.

Вцелом процессы в системной расстановек покоятся на  4 базовых принципах.

 Если представить семью и род как один большой объект с одной большой «коллективной душой», то основные проблемы проистекают из нарушения :

-               обмена «брать- давать» 

-               иерархического порядка и уравновешивания в системе 

-               свободного течени энергии любви 

-               полносоставности  системы. 

Остальное это производные из этих базовых принципов, позволяющих расстановщику читать расстановку и делать интерпретации.

 

«Магия» процесса расстановок  или  «волшебство» изменений.

Почти 150 лет назад , когда Фрейд открыл психоанализ и описал основные инструменты  психотерапевтической работы  основанные на принципе свободных ассоциаций, все изменения , происходившие с пациентом и излечение от недуга, выглядели не очень научно и подчас почти мифически. Тем более, что и сам Фрейд во всех историях своих пациентов, как правило, оставляет читателю пространство для свободных ассоциаций или многоточие. Для точной экспериментальной науки это многоточие всегда выглядело  как ящик пандоры, в который невозможно заглянуть и в котором, факт, что-то происходит, но что и как - до сих пор остается невыясненным! Из-за этого психоанализ выглядел как некое магическое действие, которое невозможно объяснить и уж тем более доказать его результативность в терминах общеприятых психологических исследований.

Что происходит в кабинете психоаналитика? Почему ЭТОГО не происходит в обычной жизни человека , вне стен кабинета? Является ли кабинет мистическим местом волшебных превращений? Нужен ли психоаналитик для таких изменений в жизни пациента и какова его роль в этом процессе,  и многие другие подобные вопросы до сих пор не получили однозначного ответа.

Да, в психоаналитическом « кабинете», который в современной реальности все более и более становиться виртуальным пространством, происходит НЕЧТО. Переходное пространство между тем что было и тем, куда шагнет пациент ПОСЛЕ.

 Все,что происходит в психоаналитическим процессе зависит от личной истории пациента профессиональных качеств аналитика и свободы воли.

Наивно было бы предполагать, что изменения проблемы психоаналитического пациента зависит от когнитивных процессов и слагаются из серии инсайтов.

Пациент вылечиается вовсе не от того, что, наконец, может понять свою проблему.  Изменения происходят через принятие чувств и отношений, подчас бессознательных, которые дают возможность переформатировать внутренний мир пациента и приблизить или примирить его с той реальностью в которой он живет сейчас.

В большей степени психоанализ структурирован языком.

В такой же мере структурироваы и системные расстановки Хеллингера.

То, что пациент рассказывает при помощи слов, поз, молчания и других символических невербальных посланий своему психоаналитику –является материалом для анализирования. И от того насколько полно аналитик способен «прочитать» историю пациента, зависить его интерпретация, которая так же состоит не только из вербальной коммуникации, но и из символических транзакций, основанных на эмоционально-чувственном восприятии.

И в этом психоанализ Фрейда и Системные семейные расстановки по Хеллингеру очень похожи.

Рассмотрим основные сходства этих теорий: 

-   Психоаналитический принцип невмешательства.

В системных расстановках пациент сам выбирает тему своей расстановки, расстановщик присутствует в контексте расстановки лишь как наблюдатель здесь и сейчас, не вмешиваясь в её течение и лишь в случает необходимости делает интерпретацию при помощи перемещения фигур и проговаривания словестных формул.

-  Психоаналитический принцип нейтральности психоаналитика.

В расстановках существует правило «без намеренний» которое обязывает расстановщика быть совершенно нейтральным и не привносить себя в процесс пациента. Это относится так же и к фигурам-заместителям. В расстановке больше дивжения, чем слов. Слова нужны только лишь для подтверждения правильного понимания контекста  происходящего.

- Психоаналитический принцип конфиденциальности.

В расстановке он трактуется так же, как в группанализе. Не принято обсуждать чувства, мысли и реакции как свои, так и чужие после расстановки. Отреагирование и отыгрывание не приветствуется.

В психоанализе весь терапевтический процесс ограничивается вербальными и невербальными коммуникациями. Можно говориить или молчать, но нельзя делать.

В расстановках наоборот. Все идет от деланья и визуализации чувств и внутренних процессов.

И в том и в другом случает идет работа с чувствами и внутренними переживаниями.

Возможно, одной из самых распространенных причин неудачи в растановках, являетя то, что терапевт принимает решение делать расстановку  понимая, что клиент не сформировал еще свое намерение и не готов понятно сформулироватб свой запрос.

Принимая решение за клиента, расстановщик нарушает базовый принцип «без намерений» и тем самым как бы диктует пациенту свое намерение, директивно вмешивается, вместо того, чтобы дать возможность родовой душе проявиться в полной мере.

В психоанализе мы бы сказали, что прерван поток свободных ассоциаций директивным вмешательством аналитика.

 

О профессиональных качесвах расстановщика.

 

Так как школа Б. Хеллингера довольно молодое, новое направление в психологии, то конечно, как и все новое, она проходит все этапы становления, которые проходили другие не экспериментальные направления психологии.

 Некоторое время назад с российским психоанализом происходили все те же самые метаморфозы, когда каждый , кто ассоциировал себя с психологией, часто, не имея на это ни какого основания, почему-то спешил назваться психоаналитиком и заниматься психоанализом...

Мы знаем как сильно такие стихийные самозванцы подорвали доверие к Фрейду и его методу. Теперь то же самое происходит и с расстановками. К сожалению школа Хеллингера не выдвигает жестких стандартов для своих специалистов, но все же некоторые рекомендации  к занятиям расстановками дает, например:

« Тот кто занимается семейными расстановками должен иметь солидное базовое психологическое образование и многолетний клинический опыт. Семейные расстановки, какими бы простыми они не казались, это очень мощный инструмент, обращение с которым требует высокой компетентности и не в последнюю очередь из-за тяжелых кризисных обострений, которые могут произойти.....

К хорошему образованию и клиническому опыту прежде всего относятся еще и солидные знания о самих себе, реалистичная оценка собственных способностей и границ, а так же основательные знания  типичных склонностей и «слепых пятен» в глухих зарослх переноса и контрпереноса – другими словами основательное самопознание. ....

И самое важное, что делает нас способными к работе методом семейных системных расстановок  это то, что семейные расстановки - дело второй половины жизни.Когда мы прошли уже достаточное количество курсов обучения и повышения классификации и обогатили душу большим количеством жизненного опыта. Во второй половине жизни честолюбие и необходимость самоутверждаться могут сойти на нет и и уступить место желанию послужить хорошему делу...Во второй половине жизни легче отойти назад, отказаться от своеволия и взять себя на службу... при всей профессиональной компетенции это сердцевина, самое важное качество»

 

Многоточие....

Наступает время глобальных изменений.Процесс научного познания ускоряется. Возникают новые науки, новые знания и новое понимание места человека в новой, всепланетной системе ценностей.Человечество стремительно меняется, старые модели социальных и семейных коммуникаций не отвечают на вызовы времени.  Поэтому глупо и бессмысленно удерживать психоанализ и психологию в рамках старой  школы. Насильственные ограничения  новых потоков только мумифицируют психологическое знание и лишают его жизни.

 Общественный запрос на новый вид психотерапии остается и это место пытаются занять многие из старых школ, произведя «косметический ремонт» своих теорий, отредактировав их на современный лад! Например школы шаманских практик, эзотерических учений, даже йога и китайские телесные практики претендуют на это место, не говоря уж о конструктивистских  механистических школах классической психологии.

И даже психоанализ пытается обновляться через учение Лакана, которое с необычайной силой вдруг реанимировалось в классической психотерапевтической среде и даже шагнуло за её пределы. Удовлетворяют ли эти новые течения бессознательному запросу общества?

Покажет время...

 

 



[1] З. Фрейд  Сочинения по технике лечения. О психотерапии ( 1905) стр118,

Москва ООО «Фирма СТД» 2008

[2]  Б.Хеллингер Психотерапия и религия. В кн.Г.Вебер Пректике семейной расстановки М. 2004

[3] цит. По кн.Willi, 1985,с.96

[4]  Б.Хеллингер. Психотерапия и религия.   Цит. По кн Г. Вебера практика семейных
Категория: Мои статьи | Добавил: bugrova (17.02.2014)
Просмотров: 1507 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Друзья сайта

Поиск

Категории раздела

Мои статьи [142]