Феномен агрессивности в психологии, психиатрии и в социуме Михаил Решетников
Как известно, первое международное собрание
психоаналитиков состоялось в Зальцбурге 27 апреля 1908. Позднее это
событие, в котором приняли участие 39 человек из 6 стран, получило
наименование первого международного «Конгресса по фрейдовской
психологии» (или первого конгресса IPA). На этом конгрессе было
представлено 9 докладов, но практически в каждом из них звучала тема
человеческой агрессии.
Зигмунд Фрейд представил доклад под названием «Казуистическое» (который
через год был опубликован под заголовком «Замечания об одном случае
невроза навязчивости», а сейчас более известен как «Человек-крыса»).
В этом докладе Фрейд обращает внимание на «хроническое сосуществование
любви и ненависти к одним и тем же персонам». В силу этого феномены
навязчивых идей выводятся автором «с одной стороны, из реакции крайне
преувеличенной сознательной нежности, а с другой — из садизма,
продолжающего действовать в бессознательном, как ненависть».
Эрнст Джонс в докладе «Рационализация в повседневной жизни», подчеркивая
значимость идей Фрейда, в первую очередь выделил идеи неосознаваемых
мотивов, а также то, что рациональные объяснения поведения людей обычно
чрезвычайно далеки от действительных причин.
Альфред Адлер в докладе «Влечение к агрессии в жизни и в неврозе»
в качестве объяснения агрессии указывает на «влечение к отвоеванию
удовлетворения у враждебного внешнего мира», и характеризует страх, как
одну из фаз влечения к агрессии. Следует признать, что доклад Адлера,
хотя и содержит ряд устаревших положений, воспринимается сейчас как даже
более актуальный, чем во время его появления, и хотел бы особенно
выделить только что упомянутый тезис — именно чувство страха (перед
внешним миром) предшествует агрессии и провоцирует ее (мы еще вернемся
к этой идее).
В этом докладе Адлер отмечает, что одним из решающих факторов в жизни
любого человека является его отношение к тем задачам, которые он перед
собой ставит (или которые жизнь ставит перед ним). Адлер констатирует,
что в этом отношении человека к тем или иным задачам всегда есть что-то
«наступательное», хотя нужно признать, что это типично далеко не для
всех людей и не для всех, стоящих перед ними задач. В принципе, реакции
на поставленные или встающие перед личностью задачи могут быть и вполне
пассивными или оборонительными, но Адлер далее отмечает (вернее —
уточняет), что он ставит своей задачей изучение именно агрессивного
влечения, которое лежит в основе явлений жестокости, властолюбия
и садизма. Обратим внимание, что Адлер исходно объединяет в едином
перечне жестокость и садизм со стремлением к власти.
В качестве характерной особенности реализации любых влечений человека
Адлер указывает на то, что они обязательно претерпевают культурную
трансформацию, приобретают определенную утонченность и специализацию
(в том числе им упоминается сублимация агрессивного влечения
и возможность его превращения в свою противоположность, например,
жадности в щедрость).
Реализация агрессивного влечения, по Адлеру, всегда связана
с ориентацией на собственную, «высоко ценимую личность», при этом
усиление агрессивного влечения происходит тогда, когда честолюбие или
тщеславие личности не получают удовлетворения. То есть агрессивность —
это свойство личностей, страдающих чрезмерным честолюбием или
тщеславием, или — нарциссических личностей.
В более общем виде (в терминах Адлера) это можно было бы рассматривать,
как выражение недостаточной связи с окружающим миром, чему способствует
чрезмерное себялюбие, следствием которого является утрата чувства
привязанности. Современный кризис семейных отношений хорошо известен,
а именно семья является той системой, где исходно формируются
привязанности. Но не стоило бы недооценивать и фактор социальной среды,
в которой формируется и в последующем функционирует личность. Эта среда
также качественно изменилась (стала более агрессивной), и не только
в России.
Осуществление агрессивного влечения, впрочем, как и любых других
влечений, связано с чувством удовольствия, а появление препятствий
на пути его реализации — с неудовольствием. Мне как-то уже приходилось
упоминать высказывание французского психоаналитика Алана Жибо по поводу
того, что если бы люди, задумавшие совершить преступление, вначале
приходили к нам (к психоаналитикам), преступность могла бы быть намного
ниже. Но, к сожалению, это можно оценить лишь как благое пожелание.
Влечение к агрессии является столь сильным и, позволю себе подчеркнуть —
в такой высокой степени подчинено принципу удовольствия, что лишь
в единичных случаях и лишь у высокоинтеллектуальных личностей оно может
становиться предметом психоаналитического исследования вместо того,
чтобы стать основой преступного действия. Несколько таких случаев кратко
описаны мной в публикации под названием «Месть и ненависть
в терапевтическом процессе», где как раз представлены такие единичные
случаи.
Но здесь мне хотелось бы еще раз подчеркнуть одну чрезвычайно важную
«деталь»: большинство из тех, кто обращается к нам за помощью,
испытывают дискомфорт от своего психического состояния или своих
влечений, но при этом способны мобилизовать психологические защиты,
позволяющие отказаться от реализации таких влечений. В отличие от этого,
те, кто реализуют свое влечение к агрессии, не испытывают никакого
дискомфорта, наоборот — они наслаждаются не только реализацией своей
агрессии, но даже самим предчувствием ее осуществления и ощущениями,
сопровождающими фантазии на тему своих только планируемых агрессивных
действий. Позднее мы обратимся к некоторым конкретным примерам, которые
предоставляет современная действительность.
Отталкиваясь от идей введенного им комплекса неполноценности, Адлер хотя
и переходит на органный уровень доказательств (который с современных
позиций можно было бы оценить как примитивный), но формулирует при этом
ряд чрезвычайно интересных и актуальных идей. Он (повторю еще раз —
исходя из идей общей или парциальной неполноценности, то есть —
неполноценности того или иного органа) пишет: «у неполноценного глаза
больше влечение видеть, у неполноценного желудочно-кишечного тракта
больше влечение к еде и питью, у неполноценного сексуального органа
больше сексуальное влечение». Несмотря на определенный скепсис
относительно идеи «неполноценности органов», медицинская
и психолого-психиатрическая экспертиза сексуальных маньяков со всей
очевидностью подтверждает этот тезис.
Но мы можем продолжить этот ряд, расширить и дополнить его. В частности,
предположить, что (в случае нарциссического развития личности)
у неполноценного интеллекта всегда будет больше претензий
на гениальность тех или иных идей, включая человеконенавистнические; при
неполноценной этической установке закономерно ожидать претензий
на некую особую эстетику.
В первую очередь здесь стоило бы упомянуть получающую все большую
распространенность (и статус социальной приемлемости) эстетику зла. Мне
уже приходилось анализировать эту тему в статье «Попытка осмысления
духовного измерения зла», и основной вывод, который был в ней сделан,
состоит в том, что именно эстетизация зла делает его опасным.
Самостоятельным фактором в современной действительности является
последовательное извращение демократических идей и их трансформация
в демократизм — с все более широким отказом от всех культуральных
запретов на распространение любой информации, включая — как уже
упоминалось, человеконенавистнической и поощряющей все человеческие
пороки, параллельно почти отменив все представления о нравственности,
честности, чести и достоинстве на всех уровнях общественной иерархии.
В значительной степени именно эти «трансформации» составили основу для
формирования представлений о враждебности внешнего мира.
Тезис о том, что у людей, наряду с высокими, имеются низменные
потребности, которые ни при каких условиях не должны удовлетворяться,
почему-то вызывает неприятие даже в научной среде. На протяжении
тысячелетий существовала преимущественно элитарная (высокая) культура,
наука и искусство, а также высокие социальные образцы служения
Отечеству. При этом все они были направлены на воспитание разумного,
доброго, вечного. Мы пока не подвергли сколько-нибудь серьезному
психологическому и психиатрическому анализу свершившийся переход
от элитарной культуры к массовой культуре, приобретающей все более
отталкивающие очертания. Мы даже не заметили, как затем поп-арт,
спровоцировал появление поп-science (или «поп-науки»). Самым ярким
примером этого направления было недавнее, претендующее на высоконаучное,
обсуждение «конца света» практически на всех каналах ТВ.
Конкретизирую этот качественный переход еще раз: вместо высокого,
разумного, доброго и вечного в обществе с нарастающей активностью
пропагандируется низменное, иррациональное, злое и сиюминутное. Мной уже
неоднократно отмечалось и обосновывалось, что само по себе зло
не представляет особой угрозы (оно всегда было, преимущественно —
на «задворках» культуры), но именно эстетизация зла делает его опасным,
а фактически — вводит его в культурное пространство, качественно
деформируя все представления о мире.
Еще в 1908 года, когда существовали патриархальные семьи, Адлер отмечал,
что формирование влечения к агрессивности происходит преимущественно
в раннем детстве. Позднее этот тезис был дополнен такими факторами как
отсутствие достаточной хорошей матери, любви, адекватного контакта
со значимыми взрослыми и сверстникам.
О кризисе семьи уже упоминалось. Характер наиболее популярных
компьютерных игр, которые предлагаются (якобы) для развития детей, также
хорошо известен. Дети уже давно играют не с взрослыми, а с техническими
устройствами. А психика ребенка так устроена, что он любит не игры,
а тех, кто с ним играет. И здесь также есть повод сделать вполне
определенные проекции на современность. Ранняя погруженность
в виртуальное пространство уже спровоцировала массовую увлеченность
виртуальным сексом, на подходе технические устройства, моделирующие
супружеские отношения, но даже эта опасность представляется менее
значимой, чем последовательное формирование в процессе компьютерных игр
стереотипа решения всех проблем с помощью оружия (нередко — с иллюзорной
уверенностью в наличии у «игрока» запасных жизней).
Говоря об удовольствии от агрессии, Адлер отмечает, что в случае
препятствия для ее реализации возможна аффективная трансформация
потребности в агрессии, а специалистам хорошо известно, что аффективные
чувства мало поддаются рациональному контролю. Также как и теперь уже
всем известные случаи, когда дети убивали родителей, ограничивающих
их доступ к компьютерным играм.
В целом анализ влечения к агрессии дается Адлером в достаточно общем
и отвлеченном виде, но (с учетом некоторых современных тенденций)
привлекает внимание его упоминание о религиозных, межнациональных
и расовых конфликтах, а также ссылка на фразу Лихтенберга: «Это
удивительно, как неохотно люди живут по своим религиозным заповедям,
и как охотно они за них воюют».
Здесь уместно обратиться к одному из коренных отличий человеческой
агрессивности от агрессивности животных, которое отмечает Эрих Фромм
в его работе «Анатомия человеческой деструктивности»: человек обладает
фантазией и может реагировать агрессией на воображаемую опасность;
а кроме того, только у человека агрессию можно вызвать методом
«промывания мозгов». Основоположники психоанализа вряд ли подозревали —
какой размах эта индустрия приобретет к началу ХХI века.
В заключительной части своей статьи Адлер констатирует, что агрессивное
влечение господствует над всей человеческой деятельностью. Напомню, что
эта идея была сформулирована в 1908 году, когда агрессивное поведение
рассматривалось почти исключительно как патологическое, крайне
неприличное и однозначно осуждаемое культурой. Не буду обращаться
к истории ХХ века, демонстрирующей многочисленные образцы эпидемий
человеческой агрессивности. Но отмечу, что в наше время оценки
агрессивности качественно трансформировались: агрессивность стала
рассматриваться не только как допустимое, но и как позитивное качество,
а низкий уровень социальной агрессии уже давно подается как некий
недостаток (вспомним анекдоты о «горячих» финских или эстонских парнях).
В этой же статье Адлер отмечает, что именно агрессивное влечение создает
жестокие образы в искусстве, когда повседневная реальность, страхи,
навязчивые идеи и галлюцинации смыкаются и становятся как бы
неразличимыми. Вряд ли уместно напоминать, что, фактически, все
современное (самое массовое) киноискусство в абсолютном большинстве
случаев предлагает зрителю видеоряд все более изощренной агрессивности
и жестокости, формируя соответствующие социальные образцы.
К типичным проявлениям влечения к агрессии Адлер также относит
восхищение тиранами, такими как Наполеон (применительно к российской
действительности можно было бы сказать — такими как Сталин), а также
особый интерес к извещениям о смерти, различным трагическим
происшествиям, авариям, суевериям, болезням, нагнетанию страха и т. п.,
которые уже давно составляют основное содержание всех новостных программ
и большей части всего современного информационного пространства.
В итоге, и об этом также упоминает Адлер, разрушаются не только связи
с внешним миром, но и чувство общности людей, и утрачиваются нормальные
привязанности. В результате возникают такие феномены, как боязнь людей,
любви и брака, и формируются новые привязанности, в том числе автором
выделяются «вторичные привязанности» — к деньгам и странностям.
Современная действительность дает массу подтверждений этой гипотезе. То,
что в современном обществе синонимом успеха в любой профессии стали
исключительно финансовые достижения, уже ни у кого не вызывает сомнений.
Реже говорится о странностях. Но давайте профессиональным взглядом
посмотрим на большинство развлекательных и юмористических программ —
не напоминают ли они нам то, что некогда характеризовалось как
гебефрения в сочетании с символической и реальной копролалией (также
постепенно приобретающей характер социальной приемлемости).
В работе «Влечения и их судьба» Фрейд, рассматривая преимущественно
эротическое влечение и чувство любви, пишет: «Наблюдение показывают нам,
что судьба влечений может быть следующей: превращение
в противоположное; обращение на собственную личность; вытеснение;
сублимирование».
Думаю, что не нуждается в обосновании то, что «объект» — внешний мир
становится (или, во всяком случае — воспринимается) большинством
субъектов как все более враждебный; принцип удовольствия торжествует,
хотя в ряде случаев и в извращенной форме (в данном случае мной
не имеется в виду сексуальная жизнь). Понятие «активный» в современной
культуре постепенно трансформировалось в «агрессивный». В итоге нам
следует в очередной раз согласится с Фрейдом, что судьба влечений,
в основе которых лежали Эрос и любовь, и которые на протяжении
тысячелетий определяли основные социальные чувства, «может быть
следующей: превращение в противоположное». То есть, можно сделать
допущение, что там, где была любовь и влечение к жизни, вполне реально
появление ненависти и влечения к смерти. Эти новые социальные чувства
и идентификации пока не получили достаточного осмысления.
Как известно, З. Фрейд не очень любил
В. Штекеля, который отличался особой оригинальностью идей, в ряде
случаев противоречащих позиции мэтра. Однако в 1913 году, исследуя
происхождение морали, Фрейд, признает, что, возможно, гипотеза Штекеля
о том, что именно ненависть и нелюбовь составляют первооснову всех
отношений между людьми, является верной. Мораль в этом случае признается
в качестве некоего социального механизма защиты против ненавистных
каждой личности этических запретов. Образно говоря, Танатос приходит
на смену Эросу.
В заключение уместно привести наиболее яркие примеры из современной
действительности и еще раз обосновать актуальность этого обсуждения.
Вначале тема агрессии привлекла мое внимание в связи с проблемой
мусульманского терроризма. Но затем возникло ощущение, что определение
«мусульманский», скорее, маскирует проблему, чем приближает нас
к ее пониманию. В этой связи в 2004 году мной была предпринята попытка
обратить особое внимание на «немусульманский и не международный
терроризм». В тот период даже попытка введения этого определения
подверглась жесткой критике, также как и мой прогноз будущей
«палестинизации Европы». Затем мной снова предпринималась попытка
привлечь внимание к этой проблеме после направленного на своих же
сограждан теракта Андреаса Брейвика в Норвегии, многочисленных
расстрелов соотечественников в США (7 случаев только за 2012) и при
анализе недавней ситуации с расстрелом сослуживцев Дмитрием Виноградовым
в Москве. Все это убеждает, что мы имеем дело с качественно новыми
проявлениями человеческой агрессивности, которая остается недостаточно
исследованной.
Учитывая отсутствие социального и политического запроса на серьезный
анализ проблемы, можно было бы не возвращаться к этой усиленно
замалчиваемой теме, если бы в российском Интернете не появилось более 20
тыс. сообщений в поддержку Виноградова, в ряде случаев — с искренним
восхищением и выражением намерения последовать его примеру. Можно
было бы привести множество различных объяснений такой потребности
идентификации с агрессором, но лучше начать серьезное исследование этой
проблемы.
Джеймс Фокс, профессор Северо-восточного университета в Бостоне (США), пишет: «В американском
обществе существует определенное число людей, которые озлоблены
на окружающий мир, полностью им разочарованы, считают свою жизнь
разрушенной и не хотят больше жить. Эти люди испытывают недостаток
эмоциональной поддержки со стороны семьи и друзей. И решают жестоко
отомстить тем, кто, по их мнению, несет ответственность за их неудачи
и не дает им шанса справиться с жизненными проблемами. Выбирая между
суицидом и кровавой расправой они, как правило, выбирают и то,
и другое». Может быть эта ситуация характерна не только для США?
Многие эксперты рассматривают в качестве источников агрессии инстинкт
самосохранения и самореализации, а также подчеркивают особую роль
сексуального поведения, как варианта агрессии. Но сексуальные партнеры
не испытывают враждебных чувств. А учитывая число самоубийств таких
преступников, вряд ли стоит говорить о самосохранении. Но вот тот факт,
что самореализация личности во многом оказывается связанной не только
с уровнем ее способностей, но и с уровнем ее агрессивности — заслуживает
отдельного внимания. И когда способностей для адекватной самореализации
(в профессии, в любви, в семейной жизни, в бизнесе) оказывается
недостаточно, то вполне можно допустить, что убийство и приобретение
хотя бы кратковременной известности также может рассматриваться как
случай патологической самореализации. Надо признать, что в целом,
за исключением работ Эриха Фромма, в науке не так уж много
систематических исследований этой проблемы.
При повсеместном увеличении количественного и качественного состава всех
правоохранительных структур уровень преступности во всех развитых
странах за последние 20 лет повысился в 8 раз. А уровень сексуальной
агрессии в отношении несовершеннолетних в России — только за последние
семь лет — увеличился в 30 раз.
Позволю себе сформулировать предположение, что попытки решать
психические и психосоциальные проблемы современного общества
законодательным путем, точнее — полицейскими мерами, вряд ли могут быть
более успешными, чем применения полиции против рака или инфарктов
и инсультов. Здесь действуют качественно иные способствующие
и препятствующие (социально-экономические и социально-политические)
факторы, которые стабильно остаются за рамками серьезного анализа
и обсуждения.
Пока мы пожинаем плоды относительной лёгкости приобретения
огнестрельного оружия. Но субъекты высоких технологий, участвующие
в создании программного обеспечения и в непосредственном управления
системами массового поражения, а также мощными энергетическими
комплексами, также не застрахованы от любовных и семейных кризисов,
проблем неудовлетворенного честолюбия и тщеславия, ущемленной самооценки
и всех вариантов негативного семейного фона. И в этом случае речь может
пойти уже не о массовых расстрелах, а об угрозе всему человечеству.
Пока психиатры и психологи включаются в исследование агрессивных
действий в качестве экспертов только уже после совершенных преступлений,
то есть — анализируемых в качестве частных случаев.
Однако уже давно стоило бы обратиться к изучению этой проблемы как одной из общенаучных.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: bugrova (27.04.2013)
|
Просмотров: 765
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Друзья сайта
|