ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ. ГРУППАНАЛИЗ.

Суббота, 20.10.2018, 23:13

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Дуб Ольга ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ

Дуб Ольга Владимировна

Постановка проблемы. В современных социальных условиях человеку все чаще приходится сталкиваться с ситуацией публичного выступления. Это может быть обусловлено как спецификой работы или рода занятий, например, политик, лектор, докладчик, студент и т. д., так и необходимостью отстоять свою точку зрения. Все эти ситуации, как правило, сопровождаются переживаниями, которые мешают удачному публичному выступлению. Среди таких переживаний важное место занимает страх публичного выступления.
Изучением феномена страха занимались как отечественные исследователи, такие как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко, Е. П. Ильин, Ю. В. Щербатых, И. П. Павлов, А. С. Бандура, так и зарубежные: К. Э. Изард, З. Фрейд, А. Адлер, Д. Б. Уотсон, Р. Грэй, Д. Боулби, О. Рэчмен, Ф. Томкинс, Э. Балл, И. Каган, Ф. Риман, Э. Гельгорн, Дж. Луфборроу, Б. Ф. Скиннером, О. Моуэр и др.
На сегодняшний день существует достаточно много психологических технологий, позволяющих преодолеть комплекс различных негативных эмоциональных переживаний, сопровождающих публичное выступление. Наиболее распространенными из них являются такие методы и технологии, как, например, психоанализ, гештальт-терапия, психодрамма, позитивная и когнитивная психотерапия, арт-терапия, нейролингвистическое программирование, гипноз и самогипноз, методы саморегуляции, аутотренинги и т. д. Однако, как показал анализ современной литературы, а так же наш личный практический опыт, применение метода системной семейной терапии по Берту Хеллингеру позволяет достаточно эффективно разрешить трудности, обусловленные возникновением различных эмоциональных состояний, к числу которых можно отнести специфические состояния, связанные с ситуацией публичного выступления.
В данный момент системный подход в работе с различными эмоциональными состояниями является одним из наиболее перспективных и экономически целесообразных направлений психотерапии. Это связано с широкими показаниями к назначению этого метода и отсутствием противопоказаний, с быстрым наступлением терапевтического эффекта и стойкостью результата. Это так же обусловлено тем, что этот подход обладает рядом особенностей, которые привносят с собой новый взгляд и новые возможности.
В отличие от других видов терапии системная терапия – не просто техника, а другой способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности и психические проявления индивида рассматриваются, как симптомы проблемных системных связей.
Исследованиям в рамках семейной системной терапии посвящены труды таких известных отечественных авторов как А. Я. Варга, И. В. Вачков, А. В. Черников и др., а так же зарубежных исследователей, таких как Б. Хеллингер, Г. Вебер, М. Франке-Грикш, А. Шутценбергер и др.
Несмотря на то, что в психологической литературе достаточно широко освещен вопрос о способах преодоления различного рода страхов, однако вопрос о применении системной семейной терапии при работе со страхами в до сих пор остается открытым, что и послужило обоснованием выбора темы нашего исследования.
В связи с этим, целью и задачей нашей работы стало изучение особенностей применения семейной системной терапии при работе со страхами. Объект исследования – страх публичного выступления. Предмет исследования – применение метода системной семейной терапии по Б. Хеллингеру в работе со страхом публичного выступления.
В настоящем исследовании нами был выбран метод семейных системных расстановок по Берту  Хеллингеру. На сегодняшний день практически либо отсутствует, либо пока не доступна информация по конкретным методическим указаниям или алгоритму проведения групповых техник по данному методу. С целью алгоритмизации имеющихся на сегодняшний день сведений о групповых техниках проведения семейных системных расстановок по Б. Хеллингеру, нами был проанализирован достаточно большой как практический, так и теоретический материал: видеозаписи терапевтической работы самого автора данного метода Б. Хеллингера, работы его учеников и последователей [1-3; 7; 9-12], наблюдения за работой во время научно-практических семинаров и конференций, а также собственный опыт автора настоящей работы. В данных методических указаниях описаны основные моменты, которые помогут разобраться в логике происходящего во время системных расстановках. Это будет также полезным при чтении книг и статей по методике системной терапии по Б. Хеллингеру. При этом для читателя, важным, на наш взгляд, является личное присутствие на системных расстановках, либо просмотр видеоматериалов (что менее эффективно).
Системные семейные расстановки – метод краткосрочной психотерапии, разработанный немецким философом, психотерапевтом Бертом Хеллингером в 80-е годы XX века. В настоящее время  метод применяется не только для работы с семейными системами («семейные расстановки»), но также и для работы с сообществами и организациями («бизнес-расстановки» или «организационные расстановки»), специальными запросами (работа с травмой, работа с симптомами болезней и др.) Каждая конкретная расстановка не обязательно относится строго к одному из типов. Одна расстановка может развиваться в несколько этапов или одновременно включать в себя участки нескольких типов. Б. Хеллингер в настоящее время делает расстановки пяти существующих разновидностей, в зависимости от клиентской ситуации и места работы.
Несмотря на то, что метод системных расстановок по Б. Хеллингеру представляет собой феноменологический подход в психотерапии, при проведении расстановок можно выделить основные этапы работы с клиентом:
1. Формирование запроса, получение первичной информации от клиента.
2. Заключение контракта с клиентом.
3. Выбор фигур-заместителей участников расстановки.
4. Расстановка заместителей в пространстве.
5. Опрос заместителей об их ощущениях.
6. Сравнение полученной ситуации с той, которая есть у клиента в реальности; проверка терапевтом гипотезы.
7. Предложение участникам сделать передвижение или перемещение.
8 Основной этап.
9. Завершение расстановки.
10. Снятие с участников расстановки ролей.
11. Получение от клиента обратной связи; предписание терапевта клиенту о том, как он должен вести себя в дальнейшем.
12. Завершающий этап — процессинг. Высказывания зрителей и бывших заместителей о своих чувствах, эмоциях и ощущениях, которые у них появлялись в ходе расстановки.
Следует указать, что не существует никаких определенных правил о том, когда может быть проведена следующая расстановка с клиентом.
Нами были проведена терапевтическая работа по преодолению реально существующего страха публичного выступления, а так же была проведена исследовательская работа по реконструированию и моделированию ситуаций, предполагающих возникновение подобного страха.
Анализ роли «страха публичного выступления» во всех проведенных нами расстановках показал следующее:
а) фигура заместителя страха публичного выступления  «чувствует» себя очень сильной и значимой, в результате чего клиенту становится не комфортно;
б) когда клиент начинает взаимодействовать со страхом, понимает его функцию и принимает его, страх слабеет и становится меньше;
в) в ситуации, когда клиент говорит о том, что у него отсутствует страх публичного выступления, клиент в расстановке пытается занять его место (физически переместиться на то место, где стоит страх), т. е., ощутить его силу, потенциал.
Таким образом, с помощью применения системного подхода нам удалось установить, что явление, которое принято называть страхом публичного выступления, а, возможно, и другие виды эмоциональных состояний, возникающих в ходе публичного выступления, играют для выступающего роль помощника и являют собой незаменимый мощный ресурс, помогающий успешному выступлению.
Можно предположить, что описываемое состояние по эмоциональным и телесным ощущениям воспринимается человеком именно как страх, что, возможно, связано с предшествующим опытом, когда он переживал эмоцию страха в иной ситуации.
Подводя итог выше сказанному можно заключить, что «страх публичного выступления» выступает для клиента как помощник и незаменимый очень мощный ресурс при публичном выступлении. Полученные нами выводы не противоречат теоретическим представлениям о состоянии страха, освещенные в психологической литературе [4-7]. Тот факт, что в рассматриваемом нами случае страх выполняет ресурсную функцию, так же подтверждается теоретическими и практическими исследованиями (Р. Грэй, Д. Боулби, О. Рэчмен, Ф. Томкинс, И. Каган, Е. П. Ильин, З. Фрейд, А. Адлер, Ю. В. Щербатых, Ф. Риман, И. П. Павлов, Э. Гельгорн, Дж. Луфборроу, Д. Уотсон, Б. Ф. Скиннер, О. Моуэр, А. А. Бандура, М. Селигман и др.).
По результатам проделанной нами работы и анализа системных расстановок, можно заключить, что метод системных семейных расстановок можно эффективно использовать как при работе с реальными страхами, так и в исследовательской работе по реконструированию, моделированию ситуаций. Преимуществом применения техники исследовательской работы при помощи создания моделей в системной терапии является возможность для терапевта и клиента за короткий промежуток времени выявить и изучить причины возникновения тех или иных состояний, исследовать динамику наблюдаемых явлений, подтвердить или опровергнуть выдвинутую терапевтическую гипотезу. Техника моделирования так же будет эффективна в супервизорской работе.

Резюме
В работе проанализированы современные теоретико-методологические представления о применении системной семейной терапии в работе со страхами. Проведено исследование особенностей работы со страхом публичных выступлений по методу системных расстановок по Берту Хеллингеру. По результатам анализа системных расстановок были сделаны выводы о том, что явление, которое принято называть страхом публичного выступления играет для выступающего роль помощника и представляет собой незаменимый мощный ресурс, помогающий успешному выступлению.

Ключевые слова: Системные семейные расстановки, Хеллингер, страх публичного выступления.

Литература
1. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия / Варга А. Я. // Ж. практич. психологии и психоанализа. – 2000. – № 2. – С. 90 – 121.
2. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера / Г. Вебер. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2002. – 304 с.
3. Вебер Г. Практика семейной расстановки: Системные решения по Берту Хеллингеру / Г. Вебер. – М.: Международный ин-т консультирования и системных решений, Высшая шк. психологии, 2004. – 384 с.
4. Выготский Л. С. Учение об эмоциях (В 10 томах) / Л. С. Выготский // Собр. соч. Т. 4. – М.: Просвещение, 1984. – 450 с.
5. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб: Питер-Прес, 1999, – 346 с.
6. Франке-Грикш М. «Ты с нами!»: Системные взгляды и решения для учителей, учеников и родителей / М. Франке-Грикш. – М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2005. – 202 с.
7. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. Ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1990. – 358 с.
8. Хеллингер Б. И в середине тебе станет легко: Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым / Б. Хеллингер. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2003. – 204 с.
9. Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути / Б. Хеллингер. – М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2005. – 308 с.
10. Хеллингер Б. Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий / Б. Хеллингер. – М.: Изда-во ин-та психотерапии, 2003. – 340 с.
11. Хеллингер Б. Порядки помощи / Б. Хеллингер. – М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2006. – 242 с.
12. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия // Основные направления современной психотерапии / Б. Хеллингер. – М: Когито-Центр, 2000. – 468 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: bugrova (26.11.2013)
Просмотров: 668 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Друзья сайта

Поиск

Категории раздела

Мои статьи [138]