ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ. ГРУППАНАЛИЗ.

Четверг, 25.04.2024, 13:36

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Детские страхи Дубинюк Виктория

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Дубинюк Виктория


Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится и т. д. Во всех этих случаях речь идет о страхах.

По мнению А. Спиваковской, страх — это специфическое, острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. При этом страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью [6]. Согласно А. И. Захарову, страх — это аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, носит защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями: изменяются частота пульса, артериальное давление, ритм дыхания, интенсивность выделения желудочного сока [3].

В самом общем виде эмоции страха возникают в ответ на действие угрожающего стимула и всегда подразумевают переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Считается, что раннее появление эмоций страха является проявлением инстинктам самосохранения. Страх считается наиболее характерным чувством ребенка, являясь охранительным звеном. Необходимо учитывать, что фиксация страхов может привести к возникновению серьезных проблем в поведении ребенка.

Большинство страхов в период раннего детства имеют переходящий функциональный характер, обуславливая критичность и эмоциональную лабильность данного возраста [1].

Понимание опасности и ее осознание формируются в процессе жизни, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта вследствие, например, испуга, боли, болезни, конфликтов и т. п.

Выделим основные факторы и причины возникновения детских страхов.
Во-первых, необходимо выделить биологические причины. К ним относят
— биологическая природа инстинкта самосохранения;

— особенности нервной системы, повышенная общая и эмоциональная чувствительность;
— недостаточная двигательная активность, так как эмоциональная жизнь сильно обеднена и способствует ранней интеллектуализации психики;

— страх одиночества, темноты, животных, боли, неожиданных звуков (по мнению Захарова наследуются);

К социокультурным причинам детских страхов относят следующие:

— урбанизация (у детей в отдельной квартире страхи выше, чем у детей из коммунальной);

— количество членов семьи (в неполноценных семьях у детей количество страхов больше);

— если в семье один ребенок (так как на него транслируются страхи остальных членов семьи);

— возраст родителей (если он превышает 30 – 35 лет, то дети обычно более беспокойны);

— ранний выход матери на работу, если дети считают главной в семье мать (так как работающая мать более раздражительна);

— личностные особенности матери: требовательные, принципиальные, честолюбивые, бескомпромиссные, с повышенным чувством долга;

— наличие страхов у родителей, главным образом у матери;

— тревожность в отношениях с ребенком — избыточное предохранение его от опасности и изоляция его от общения со сверстниками;

— излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;

— большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.

— отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками, не уверенность в себе.

— конфликтные отношения между родителями в семье.

— психические травмы (типа испугов), обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам.

— психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми [1].

Необходимо указать, что со страхом тесно связано волнение и чувство неуверенности в себе [5]. Эмоциональное перенапряжение в результате страхов у ребенка приводит к его заторможенности, раздражительности и импульсивности [1]. Cтрах становится барьером для развития самостоятельности, уверенности, упорства в достижении цели и следовательно приводит к деформации личности: системы «Я», мышления (гибкости, упорядоченности, активности, системности) [1]. Это, в свою очередь, негативно влияет на самооценку и уровень притязаний, как следствие, человек неадекватно оценивает свои возможности, что в дальнейшем и обуславливает жизненные неудачи [5].

Некоторые авторы [1] считают, что наряду с отрицательным воздействием страха на эмоциональную сферу существует еще и положительное.

В нашем исследовании, для проведения практической части, мы выбрали детей дошкольного возраста. Считается [1; 5], что у детей этого возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

В своей работе мы ставили целью провести диагностику и психокоррекцию страхов у детей дошкольного возраста. В исследовании, которое мы проводили на базе школы-сада №3 «Теремок» города Ялты, участвовало 17 детей возраста 3–5 лет.

Для диагностики мы использовали проективный метод «Нарисуй свой страх», направленный на выявление наличия различных видов страха.

С целью психокоррекции эмоциональных состояний, вызванных страхами и тревожностью, нами была предпринята попытка провести игровые занятия направленные на их преодоление. В качестве упражнений мы использовали такие игры как: «Хвост дракона», «Мышь и мышеловка», «Паук и мухи», «Рыбаки и рыбки», «Морская фигура» [4].

Анализ рисунков, на которых испытуемые изображали свой страх, показал, что у пяти детей (29,4%) присутствовал страх перед фантастическими образами или предметами (например, перед приведениями, бабой-ягой и т. п.). На втором месте, по частоте встречаемости, стоит предметный страх (например, лестница, пистолет, игрушка). Этот вид страха присутствовал у четырех детей (23,5%). У трех дошкольников (17,6%) был выявлен страх перед животными: тигром и крокодилом. Имеется два случая страха смерти, что составляет 11,8%, один случай перехода от тревоги к страху. Еще у двух ребят мы обнаружили фобии темноты.

В заключении хотелось бы привести высказывание А.Спиваковской [6]: «…Помочь ребенку справиться со страхами — это, значит, пережить совместную радость от обретенной победы над самим собой. Не стоит жалеть труда для достижения такой победы, ведь наградой будет ваш собственный ребенок — освобожденный от страха, значит открытый для радости, для счастья».

А. Фромм, Т. Гордон [2; 7] считают, что для того чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что кроется за страхом ребенка.

В докладе обсуждались вопросы этиологии и способах преодоления различных страхов и фобий у детей дошкольного возраста.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: bugrova (26.11.2013)
Просмотров: 675 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Друзья сайта

Поиск

Категории раздела

Мои статьи [142]