ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ. ГРУППАНАЛИЗ.

Пятница, 26.04.2024, 00:24

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Блог | Регистрация | Вход

Главная » 2014 » Октябрь » 7 » 3 источника и 3 составные части булимии
12:54
3 источника и 3 составные части булимии

3 источника и 3 составные части булимии

24752177_Romana_Bruks_Krasnuyy_zhaket_1910_szh

Это вольный перевод статьи Bruce Arnow Cognitive-Behavioral Therapy for Bulimia Nervosa в сборнике Treating eating disorders под редакцией Joellen Werne и Irvin D. Yalom с моими небольшими примечаниями. Автор предлагает понимание булимического поведения с точки зрения когнитивно-бихевиорального подхода в психотерапии. Коротко и ясно, а для меня важно акцентирование того, что булимия – это не только расстройство питания, но и расстройство самоуважения.

 

Итак, 3 источника и 3 составные части булимии:

1)      Социальное давление

2)      Беда с самооценкой*

3)      Попадание в ловушку ограничительных диет

*Другие личностные особенности булимиков, семейная история, сопутствующие расстройства (т.е. другие предиспозиции) здесь не рассматриваются.

Социальное давление и булимия

Мы все живем под прессом быть стройными. Стройность почитается не только потому, что стала синонимом красоты, но также и компетентности и самоконтроля. Акцент нашей культуры на стройном теле внушается нам разными способами. Женщинам это внушается в первую очередь. Вот скажем, возьмем женские  журналы – в каждом обязательно будет что-то про диеты и похудание. Есть интересное исследование контента женских журналов – частота статей, посвященных диетам и похудению изменилась от 0% в 1920-х г.г. до примерно 10% в наши дни.  Иследование параметров моделей в Плейбое за все годы его существования показывает, что «размеры» стали меньше. То есть «идеал» становится тоньше, а внимания к очертаниям фигуры и весу – все больше. Но что характерно — вес 17-25-летних девушек становится больше (речь о развитых странах, конечно). Это становится почвой для страха и преувеличивает значение веса и фигуры.

Одним словом, мы немного толстеем), а социум все больше давит на нас.

Но не все заболевают булимией. Некоторые женщины более устойчивы к этому давлению, другие более уязвимы. Кто же в группе риска?

Булимия и проблемы самоуважения. Беда с самооценкой

Самооценка – это пирог, состоящий из многих разноразмерных кусков, представляющих различные установки, которые вместе представляют самоуважение, чувство собственного достоинства. Мы могли бы представить себе пирог состоящий из силы характера, ответственности, интеллекта, доброжелательности, честности, достижений в карьере, способности быть хорошим другом, привлекательности, которые могут комбинироваться в разных сочетаниях для каждого человека. Для кого-то могут быть критичными атлетизм, физическая сила, лидерство. Для других важные компоненты самоуважения — наличие любящего партнера или общение, общественная деятельность и т.п. и т.д..

Что мы находим у булимиков – это неординарное, преувеличенное значение веса и фигуры. Привлекательность, формулируемая в терминах веса и фигуры – крупнейший ломтик в их пироге – во многих случаях полностью вытесняет другие достоинства и черты.

(Реальные параметры фигуры никакого значения для булимиков не имеют. Женщины с булимией – самые красивые мои клиентки, действительно! Одна лучше другой! Ухоженные, хорошо одетые, «социально благополучные», образованные. Теперь я уже не удивляюсь тому, как неадекватно они оценивают свою внешность, как жестко завязана их самооценка на очертаниях фигуры – как будто они воспринимают себя как тело с определенными параметрами и только. Как будто в самовосприятии что-то серьезно нарушено, как будто в их жизни не существует других источников для само-оценивания, само-отношения кроме ТЕЛА.

Это как в детском саду: «Кто тебе нравится детском саду?»-  »Маша». — «А почему?» — «Потому что она хорошая». — «А почему она хорошая?» —  »А потому что красивая!»  В каком то смысле такая девушка-женщина остается ребенком – в ее представлении о себе внешность и вес имеют решающее значение в том, каким человеком она является.)

Булимия и Диетинг

Переоценка веса и фигуры ведет к ограничению питания, введению жестких правил в пищевом поведении. Для булимиков характерно развивать множество ригидных «пищевых правил» относительно количества еды, которое может быть употреблено или типа продуктов, которые не могут быть употреблены ни при каких обстоятельствах. (Это еще не раскладывание еды по миниатюрным стаканчикам, как делают девушки с анорексией, но уже очень близкие по своей жесткости пищевые ограничения и ритуалы).

Поэтому нет ничего необычного увидеть булимика, который потребляет от 500 до 800 ккал в день или соблюдает самоналоженные ограничения, запрещающие употребление каких бы то ни было сладостей или углеводистой пищи типа хлеба. Такие усилия по сдерживанию потребления приводят к состоянию психологической депривации. И вот однажды, когда человек уже достаточно депривирован (измучан голодом), мотивация продолжать диету может быть подорвана множеством когнитивных или аффективных факторов – происходит дезингибиция (ослабление сдерживающего действия запретов, расторможенность).

Пример когнитивной дезингибиции – мысль, которая следует после поедания одного пончика, который лежит на подносе на работе: «Ааа… все равно я уже все испортила, день потерян, я могу продолжать есть и начать все занова завтра!».

Аффективная дезингибиция включает состояния негативного настроения, такие как злость, депрессия, тревога, которые могут сокрушать человека, держащего ограничительную диету и снижать мотивацию продолжать придерживаться трудного режима питания. Употребление алкоголя или наркотиков также может влиять на самоконтроль и привести к пищевому запою.

Таким образом, ограничение питания неминуемо вызывает пищевые запои. Пищевой запой в свою очередь вызывает осознание преступления и мучительное чувство вины. Вывод – надо избавляться от проглоченной пищи. Приходит черед самовызываемого очищения – попытка компенсировать переизбыток калорий.

Вомьютинг (вызывание рвоты) или прием слабительных – попытка сделать «undo» (возвращение назад) эффект пищевого запоя. Более того, пищевой запой как правило приводит к удвоению усилий в диетах. Однажды вызывание рвоты или прием слабительных инкорпорируется в поведенческий репертуар человека, и его способность контролировать прием пищи становится «эрозированным» (подверженным эрозии). Самоочищающее поведение устраняет нормальные препятствия против обжорства, потому что оно становится средством защиты против постоянного переедания (Ура! Средство найдено!). Чем чаще случаются приступы переедания, тем чаще человек  использует рвоту и слабительное для контроля веса.

Ну, и обычно за пищевым запоем следуют попытки ужесточить питание.

Все, круг замкнулся.

Таким образом, сильное желание (а для булимиков это страсть) держать вес ниже какой-то точки инициирует булимический цикл, начинающийся с экстремальных попыток диет.

Социальное давление быть худым комбинируется с определенным личностными факторами такими, как низкое самоуважение, что приводит к ограничению в потреблении калорий и выборе продуктов. В попытках сохранять вес на нижнем натуральном уровне для их тела, эти индивиды создают набор нереалистичных и ригидных директив относительно потребления пищи. Экстремальные усилия по ограничению питания неминуемо приводит к пищевым запоям.

Связь между между ограничением питания и приступами переедания доказана в многочисленных исследованиях. Например, был проведен такой интересный эксперимент: 2 группы – «соблюдающих диету» и нет. Испытуемым дали «предварительную» еду – молочный коктейль. Затем дали мороженое. Те, кто не соблюдает диету, ели меньше, т.к. были уже сыты. Те, кто соблюдает диету, переедали, т.к. молочный коктейль перед мороженым подорвал их усилия по похудению и спустил с поводка нерегулируемый пищевой эпизод

Один из выводов: те, кто ограничивает себя в пище в ее приеме руководствуются рядом правил и ограничений, в то время как те, кто не ограничивает, физическим чувством голода и сытости! У человека, который ограничивает себя в еде, чувство нормального физиологического голода постепенно ослабевает, он начинает питаться «по правилам», а не «по голоду».

(продолжение следует: Булимия и злобный\злокачественный перфекционизм)

Источник: Bruce Arnow Cognitive-Behavioral Therapy for Bulimia Nervosa /​ Treating eating disorders / Joellen Werne, editor, Irvin D. Yalom, general editor.

Просмотров: 808 | Добавил: bugrova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Календарь

«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта

Поиск