ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ. ГРУППАНАЛИЗ.

Четверг, 28.03.2024, 16:05

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Блог | Регистрация | Вход

Главная » 2019 » Январь » 29 » Статья- отчет о завершенном проекте
13:37
Статья- отчет о завершенном проекте

По следам одного проекта.

 

Бугрова С.А.

Введение

 

Целью моей статьи является попытка осмысления и описания нового опыта, полученного в результате ведения необычной группы методом группового анализа около трех лет. Необычность данной группы заключается в том, что группа состояла из нескольких подгрупп, в которые входили мамы и дети в возрасте от 0 до 3 лет. Группа закончила свое существование, когда старшему ребенку исполнилось четыре года, а младшему – два. Кроме ведущего специалиста в группе участвовал детский психолог. На сколько мне известно, это был первый опыт в России подобной работы.

Идея создания группы, в которой можно было бы объединить родителей и детей, витала несколько лет, однако я достаточно долго не решалась приступить к проекту. А когда группа была уже создана, уверенность в возможности и целесообразности такой работы, мне предала презентация подобной группы, которую вели английские коллеги, предоставив видео на Группаналитической Конференции  «Родительские фигуры» ( Москва). Этот момент утвердил меня в верности выбора смешанной группы,где молодые мамочки смогли оказаться вместе со своими детками в возрасте от 0 до 3 лет. На мой взгляд, это тот важный период в развитии ребенка, когда отношения с самым значимым человеком- мамой и последствия этих отношений проходят через всю жизнь индивида.

В соответствии с требованиями конфиденциальности, я буду касаться только общегрупповых процессов и больше опираться на новый опыт самого ведущего, его чувств и сложности работы именно при таком составе группы.

1 Группа

Группа, которую удалось организовать, а затем и провести была малой, группаналитической, полузакрытой, ограниченной во времени. Полузакрытость состояла в возможности посещения группы в качестве исключения вместо матерей отцов, что дало возможность более полной работы группы без перерывов, так как маленькие дети часто болеют. Такое решение было принято после просьб участников и дальнейшего обсуждения в процессе работы группы.

Сеттинг не совсем стандартный для группанализа – один раз в неделю в течении 50 минут. Такой сеттинг был выбран мною изначально, учитывая возраст самых маленьких участников группы. Сначала взрослые участники группы предлагали встречаться в течении 90 минут, однако дальнейшая работа группы показала, что выбранная длительность оправдала себя и дала возможность справляться с тем напряжением, которое усиливалось по мере взросления детей. В процессе работы группы только одна пара – мама-ребенок покинули группу до ее окончания, остальные участники продолжили участие в группе до ее закрытия, которое произошло, как я уже сообщала из- за того, что два участника группы переросли трехлетний рубеж. Был среди участников группы малыш, который пришел с мамой во внутриутробном состоянии и вернулся после рождения и летних каникул в возрасте 2-х месяцев. На момент окончания группы ему было два года.

2 Задачи

Одной из задач, которые стояли передо мной – это организация и проведение группы методом группового анализа в смешанном составе «родители-дети» с целью осознания жизнедеятельности подобной группы, понимания сложности сеттинга, удержания границ и роли ведущего . Сейчас можно сказать, что задачи, которые были поставлены перед проектом в начале его организации, выполнены. В ходе работы группы, появлялись и разрешались проблемы, о которых можно было только догадываться, что вызывало дополнительный интерес и мотивировало к продолжению работы. Многие вещи, которые были известны только из теоретических материалов, подтверждались в процессе, В группе кроме группового аналитика (дирижера), работал еще детский психолог с опытом групповой работы методом группового анализа, что определенным образом поддерживало ведущего.

3 Специфика группового процесса и его феномены.

В рамках данного проекта непосредственно методом группанализа фактически существовали две подгруппы - взрослые участники проекта- мамы и специалисты, и дети. Взрослые участники рассаживались в круге, ведя свободную беседу, которая все-таки оказывалась больше ориентирована на родительско-детские, иногда партнерские отношения, а также на наблюдения того, что происходит в детской подгруппе. Малыши в начале проекта были в центре круга, каждый в соответствии со своим возрастом- кто-то уже играл, кто-то сидел (лежал) рядом с мамой. По мере взросления детей, они уходили из круга взрослых, продолжая осваивать пространство кабинета и находящиеся там игрушки. Дирижер не только наблюдал за процессом, в качестве пассивного участника, но и помогал поиску наиболее комфортных, перспективных коммуникаций между всеми подгруппами-
Родители- дети
Между родителями
Между детьми.

Часто приходилось переводить язык этих подгрупп друг другу. Помогать мамочкам выдерживать эмоции детей, не вмешиваясь в те процессы, которые происходили в детской подгруппе, дифференцировать опасность не вмешательства и пр. Постепенно взрослые участники смогли выдерживать свои фрустрации. Наиболее сложным оказался процесс перевода взрослой подгруппе процессов, происходящих в детской. В процессе работы группы, мамочки делились своими новыми знаниями, своим пониманием происходящего, своими чувствами и осознанием деструктивных стереотипов, связанных с родовыми сценариями. Было много инсайтов. Постепенно в группе и подгруппах появилось доверие. Ближе к окончанию работы проекта, взрослые члены группы делились тем опытом, который они получили в группе и распространением его уже на свою жизнь вне группы, а также тем, как отличалось поведение их детей от ровесников на детских площадках и других детских коллективах, в которых они оказывались. Малыши научились отстаивать свои интересы без истерик и манипуляций, их вербальный запас позволял вести переговоры без организации драк. Они научились лучше управлять своими эмоциями и доверять взрослым участникам группы. К концу проекта дети стали организовывать совместыне игры, стали договариваться, а не отнимать игрушки друг у друга. Взрослая подгруппа также стала больше доверять своим детям, оставаясь больше нейтральными наблюдателями и позволяя малышам самим справляться с возникающими между ними проблемами. Вначале работы группы мамы активно включались в детские разборки и с трудом выдерживали драки между ними.

"Тренировка Эго в действии" для взрослой подгруппы оказалась достаточно актуальной и больше отразилась на научении давать детям больше самостоятельности, научиться их меньше контролировать, а больше доверять. Надеюсь. что данный опыт оказался полезным и для "внутреннего ребенка" участников взрослой подгруппы. Темы насилия, агрессии, садизма в воспитании в семьях и обучающих учреждениях возникали довольно постоянно., так же как и тема власти. Темы научения или обучения культуре через элементы насилия также часто затрагивались в беседах взрослых, были попытки оправдания семейного насилия и различных ритуалов подчинения, манипулятивных техник, шантажа и пр. Актуальными были темы, связанными со сложностями контакта с незнакомцами, посторонними или просто иными. Возникали темы, связанные со страхом возможности гомосексуальности у своих детей, часто такие темы сопровождались обесцениванием мужчин, идеями жертвенности женщин. Расщепление на хороших матерей и плохих отцов присутствовало в течении достаточно длительного периода. Постепенно взрослая подгруппа приходила к осознанию своей женской идентичности и роли матери в семье и социуме и перестало бояться признать возможность и наличие сильных женщин, а не рабынь и жертв. Отказ от статуса жертвы позволил выстроить вертикальные отношения мать-дитя в диадных подгруппах и утвердиться в ролевых социальных моделях. Еще одной из ведущих тем, которые так или иначе возникали в процессе работы - это желание освободиться от коллективной вины, а также темы зависти и стыда.

Также работа группы подтвердила важность идеи привязанности, которая впервые была выдвинута  английским психоаналитиком Джоном Боулби (1907-1990 гг) и расширена канадским психологом Мэри Эйнсворт. Трехлетний опыт показал, что наблюдения Эйнсворт за детьми от 12 до 18 месяцев в лаборатории Балтимора (1969-70 гг), где она выделила три основных паттерна привязанности: надежный, избегающий и тревожно-эмбивалентный, которые проявились и в работе нашей группы. Родители смогли увидеть и осознать важность создания условий для более надежного стиля привязанности в отношениях со своими малышами, а также проработать свои собственные проблемы, вытекающие из данной темы и отразившейся на собственной взрослой жизни. Те, у кого в детстве сформировалась надёжная привязанность, как правило, имеют хорошую самооценку, крепкие отношения и способность раскрыться перед другим человеком. Став взрослыми, они обычно создают здоровые, счастливые и длительные отношения.​

Первые исследования родителей с целью показа передачи безопасной и небезопасной привязанности между поколениями были проведены ученицей Эйнсворт, Мэри Мэйн, которая и обнаружила что то, как родители помнят и упорядочивают свой собственный детский опыт, в большой степени предсказывает то, к какому типу привязанности будут относиться их дети.

Мамы нашей группы отмечали, что их дети, показывают более высокий уровень уверенности в себе и способности к адаптации, по сравнению со сверстниками показывают большую самостоятельность и меньшую зависимость. Они показывают меньше агрессии, больше согласия со своими сверстниками и большее послушание с возможностью умения договариваться в спорных ситуациях.

Четвертый стиль привязанности - дезорганизованный, (предложенный позднее Мэйн и Соломон на основе результатов собственных экспериментов), в работе группы отмечен не был.

Иногда в группе мам замещали отцы, когда те не могли по разным причинам присутствовать на группе. Динамика группы менялась и мы получали новый опыт, в том числе и во взаимоотношениях детей в присутствии отцов. Но этот опыт был скорее исключением, хотя и расширял возможности группы в целом.
Иногда группа сама становилась терапевтом, отражая все происходящие процессы и находя удачные пути разрешения проблем и конфликтов, расширяя пути выхода из них.

4 Роль ведущего в смешанной группе «родители-дети».

В процессе работы группы, размышления Д. Винникота ( английский психоаналитик и детский психотерапевт) о том, что аналитик должен создать в клиническом сеттинге среду, подобную материнской поддерживающей атмосфере, полностью оправдались, так же как и его идея "достаточно хорошей матери" (термин впервые был предложен в 1965 г.) Сама группа, вернее ее матрица, в ходе работы должна стать такой матерью. Идея достаточно хорошей матери пронизывала работу группы в течении всего времени, так же как и размышления "о праве на ошибку" и понятия "безупречной матери". В группе и взрослые, и дети, повторно переживают определенный вид взаимодействия между матерью и ребенком. Дирижер, при этом, должен стать доступным для восприятия как целостная личность, что делает его роль в такой группе более активной. При этом, если задача малой группы, где участниками являются только взрослые, обучение состоит в возможности как принимать, так и отдавать, а индивидуальная терапия способствует научению "питаться и извергать", то совместная группа родителей и детей, совмещает обе задачи. Х.Кохут ( американский психоаналитик, основатель психологии Селф-объекта) считал, что работа с пациентом может принимать форму создания атмосферы, напоминающую мир раннего детства, для обнаружения "хорошего селф-объекта, который будет способствовать развитию динамического взаимообмена. Такой подход способствует выходу из нарциссической травмы и привязыванию к матрице селф-объектов, что позволяет быть социальным существом. И Кохут и Винникот считали, что угроза "разваливания социального организма на части", снижается при индивидуальной терапии, которая организована так, что позволяет индивиду расти.

В условия группового анализа, данная задача вполне выполнима и даже с большим успехом, чем при индивидуальном, так как именно в условиях группы мы встречаемся с социальными силами лицом к лицу. При этом в родительско-детской группе, дирижер становится видимым и идентифицируемым в роли аналитика, сознательно моделируя группу, как "матерь окружающей среды". При этом роль дирижера в такой группе, продолжает опираться на представления З.Фоукса ( германо-британский психиатр, психоаналитик, основатель группового анализа), включающие три составляющие - динамическое администрирование, сам анализ и перевод.

Динамическое администрирование в данном проекте опиралось на разработку сеттинга, более эффективного для его участников, учитывая возраст малышей. Группа работала один раз в неделю по 50 минут, разрешая посещать группу отцам.

Сложности перевода были связаны с наличием подгрупп, каждой из которых был свойственен свой язык.В роли переводчика дирижер предполагает, что терапевтический процесс совпадает с коммуникационным процессом. Фоукс предполагал, что люди обмениваются на четырех уровнях и дирижер должен переводить попытки общения с более аутичного и бессознательного уровня к более вербальному и сознательному. выполнение роли переводчика означает обнаружение симптомов в матрице группы и восприятие их как проявления несвободы и несвязанности. При этом, следует осознавать, что как ведущие мы можем передать в роли переводчиков лишь приблизительный смысл того, что имеется в виду. Поэтому важны не только интервенции ведущего, но и любого другого участника группы. Дирижер вмешивается в диалог, оставляя пространство для обратной связи и давая группе возможность решать, подходит ли ей та или иная интерпретация, в том числе и детской подгруппе, которая в нашем проекте реагировала скорее всего не вербально. Иллюзия того, что дирижер с позицией нейтральности и абстинентности, может быть беспристрастным и объективным наблюдателем, подтверждается своей не состоятельностью в ходе проекта и необходимостью пересмотра роли ведущего по сравнению со взглядами первых групповых аналитиков. Только научаясь выдерживать высокий уровень фрустрации, группа может идти вперед. А поддержка ведущего здесь является очень важной.

Сложности анализа, кроме вербальных и невербальных интервенций, заключались в необходимости большей расшифровки происходящего в детской подгруппе. Больше было обучающих, раскрывающих моментов, чем интерпретаций. Тенденции современного группового анализа в его развитии ставят перед дирижером новые задачи. Ведущий должен доверять группе, чтобы обеспечить любой вид коммуникации и построения матрицы группы. Взаимосвязь между аналитиком и анализантом в группе происходит в неком интерактивном треугольнике, который по выражению английского группового аналитика Герхарда Вильке, идущего за  Томасом Огденом ( американский доктор медицины, группаналитик), приводит к созданию "третьего субъекта". При этом Вильке считает, что "события переноса-это не повторное разыгрывание прошлого, а сценическая повторная драматизация внутреннего опыта здесь и сейчас, осуществляемая в групповом контексте. Хотя взаимодействие характеризуется переносом и контрпереносом, относящимся по своему происхождению к семейным отношениям, его можно описать только лишь опираясь на происходящее здесь и сейчас, потому, что паттерн взаимодействия никогда не был таким, как раньше, и никогда не был сформирован именно такой группой. Это уникальный акт повторного сотворения между теми, кто попал в текущую группу и окружающей ее социальной матрицей". И именно это наблюдение и понимание происходящего, дает возможность изменить семейный сценарий при обнаружении его деструктивности. Данная работа, конечно более важна для взрослой подгруппы.

Группа, ведущий и анализант (в нашем случае -пара) образуют взаимозависимый гештальт, а аналитический инсайт сочетается с пониманием происходящего и нарративом ( языком повествования истории). При этом, вербальные интервенции дирижера зависят от инсценировки бессознательного конфликта в группе и отмечают изменение, которое уже было сделано в интерактивном режиме группой, ее подгруппами и самим ведущим.

В такой ситуации, дирижер должен стать доступным для восприятия, активным, более видимым, идентифицируемым, как аналитик.

 

5 Заключение

Опыт данного проекта показал, что группа, работающая методом группового анализа, отражая реальные события, которые происходят внутри каждой семейной системы участников, демонстрируя деструктивные паттерны поведения, устойчивые стереотипы, не позволяющие свободно развиваться как детям, так и делать самостоятельный выбор родителям, получила другой опыт взаимодействия в целом, что указывает на перспективы дальнейшего развития метода группового анализа не только среди взрослых, но и среди детей. Группа дала возможность проработать страх «плохой матери» и непонятного поведения ребенка, способствовала укреплению идентичности «хорошей матери внутри» и установлению доверия к себе и малышу. А возможность создания более надежной привязанности младенца к матери, создает условия для дальнейшего психического развития ребенка и его лучшей адаптации в социальных группах, что было отмечено самими родителями после окончания проекта.

 

 

.

 

Литература

 

1 Боулби Д. "Привязанность", Гардорики, Москва, 2003

 

2 Боулби Д., Мэри Эйневорт, Тереза Бенедек и др."Психология привязанности", ERGO, Москва, 2005

 

3 Вильке Г. "Искусство Группового Анализа в организациях. Использование интуитивного и эмперического знаний ", 2014

 

4 Винникот Д. "Маленькие дети и их матери", Класс , Москва. 2011

 

5 Винникот Д. " Игра в реальность", ИОИ, Москва, 2008

 

6 Кляйн М."Любовь, вина и репарация", Психоаналитические труды, 2 том, ИД ERGO, Ижевск, 2007

7 Кляйн М «Детский психоанализ» . ИОИ, Москва, 2016

 

8 Кохут Х.»Анализ самости» Когнито-Центр , Москва, 2003

 

9 Луис Р. Ормонт «Групповая психотерапия: от теории к практике ч.1, 2 Санкт-Петербург, 1988 .

10 Томас Г. Огден «Мечты и интерпретации», Класс, Москва, 2001

 

11 Шамов В. «Общая теория систем и синергетика в групповом анализе» Вестник психоанализа, СПб, 2010

12 Фоулкс З. Избранные труды: «Психоанализ и групповой анализ» 1990

 

13 Ялом И. «Теория и практика групповой психотерапии» СПб , 2000 .

 

 

.

Просмотров: 351 | Добавил: bugrova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
5 Seo-Ul-mit  
0
Мы группа SEO-экспертов, специализирующихся на продвижении сайтов в поисковых системах.
Наша команда преуспели в своей деятельности и расширим ваш кругозор нашим опытом и знаниями.
Какие преимущества вы получите:
• <a href=https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/>продвижение сайта дешево заказать</a>
• Комплексный анализ вашего сайта и разработка индивидуальной стратегии продвижения.
• Оптимизация контента и технических аспектов вашего сайта для максимальной эффективности.
• Постоянный контроль и анализ данных для улучшения вашего онлайн-присутствия.
Подробнее <a href=https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/>https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/</a>
Результаты наших клиентов уже видны: увеличение трафика, улучшение позиций в поисковых системах и, конечно же, рост прибыли. Мы предлагаем бесплатную консультацию, для обсуждения ваших потребностей и разработки стратегии продвижения, соответствующей вашим целям и бюджету.
Не упустите возможность повысить эффективность вашего бизнеса в интернете. Свяжитесь с нами сегодня же.

4 ppu-prof_En  
0
Наша команда квалифицированных мастеров завершена предоставить вам актуальные системы, которые не только обеспечат надежную протекцию от зимы, но и дарят вашему дому элегантный вид.
Мы трудимся с современными средствами, подтверждая долгий термин эксплуатации и замечательные результаты. Изоляция фронтонов – это не только экономия энергии на отоплении, но и ухаживание о экологической обстановке. Энергоспасающие технологии, каковые мы применяем, способствуют не только личному, но и сохранению природных ресурсов.
Самое главное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление стен снаружи цена за м2</a> у нас начинается всего от 1250 рублей за м2! Это доступное решение, которое метаморфозирует ваш резиденцию в действительный тепловой район с минимальными издержками.
Наши достижения – это не исключительно утепление, это разработка пространства, в где каждый элемент выражает ваш уникальный моду. Мы примем все все твои желания, чтобы преобразить ваш дом еще еще более гостеприимным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>http://www.ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте занятия о своем ларце на потом! Обращайтесь к профессионалам, и мы сделаем ваш жилище не только согретым, но и стильным. Заинтересовались? Подробнее о наших делах вы можете узнать на веб-сайте. Добро пожаловать в обитель гармонии и качественной работы.

3 ppu-prof_En  
0
Наша команда опытных исполнителей подготовлена предоставлять вам инновационные подходы, которые не только гарантируют прочную защиту от холодных воздействий, но и преподнесут вашему зданию трендовый вид.
Мы занимаемся с последовательными средствами, ассигнуруя долгий запас использования и превосходные эффекты. Изолирование внешней обшивки – это не только экономия тепла на отоплении, но и заботливость о окружающей природе. Энергоэффективные разработки, которые мы претворяем в жизнь, способствуют не только вашему, но и сохранению природы.
Самое первоочередное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Стоимость работ по утеплению и отделке фасада</a> у нас стартует всего от 1250 рублей за квадратный метр! Это доступное решение, которое метаморфозирует ваш домик в подлинный душевный уголок с минимальными тратами.
Наши произведения – это не исключительно изолирование, это разработка поля, в котором каждый аспект символизирует ваш личный стиль. Мы примем в расчет все все ваши запросы, чтобы осуществить ваш дом еще еще больше гостеприимным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>https://www.ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте труды о своем ларце на потом! Обращайтесь к квалифицированным работникам, и мы сделаем ваш домик не только согретым, но и стильнее. Заинтересовались? Подробнее о наших трудах вы можете узнать на официальном сайте. Добро пожаловать в универсум удобства и уровня.

2 ppu-prof_En  
0
Наша команда опытных исполнителей завершена предъявить вам новаторские системы утепления, которые не только предоставят прочную охрану от прохлады, но и подарят вашему дому оригинальный вид.
Мы деятельны с современными материалами, заверяя долгий термин использования и замечательные выходы. Утепление внешнего слоя – это не только экономия энергии на отоплении, но и забота о экологии. Экологичные методы, каковые мы применяем, способствуют не только своему, но и сохранению экосистемы.
Самое главное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Работы по утеплению фасадов цена</a> у нас стартует всего от 1250 рублей за кв. м.! Это доступное решение, которое преобразит ваш хаус в фактический приятный местечко с минимальными затратами.
Наши проекты – это не исключительно изоляция, это постройка помещения, в где всякий деталь выражает ваш собственный стиль. Мы примем все все ваши потребности, чтобы осуществить ваш дом еще более приятным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте труды о своем ларце на потом! Обращайтесь к специалистам, и мы сделаем ваш обиталище не только теплее, но и стильнее. Заинтересовались? Подробнее о наших трудах вы можете узнать на веб-сайте. Добро пожаловать в сферу комфорта и качественной работы.

1 ppu-prof_Hip  
0
Забота о недвижимости - это забота о приятности. Изоляция наружных поверхностей - это не только модный облик, но и обеспечение тепла в вашем уединенном уголке. Профессионалы, наши мастера, предлагаем вам превратить ваш дом в прекрасное место для жизни.
Наши работы - это не просто тепловая обработка, это художественная работа с каждым элементом. Мы нацелены на совершенному сочетанию между красотой и практичностью, чтобы ваше жилье стало не только пригодным для жизни, но и очаровательным.
И самое главное - удовлетворительная стоимость! Мы верим, что высококачественные услуги не должны быть неприемлемо дорогими. <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление фасадов снаружи москва</a> начинается всего от 1250 руб/м².
Инновационные технологии и материалы высокого стандарта позволяют нам создавать теплоизоляцию, долговечную и надежную. Оставьте в прошлом холодные стены и лишние затраты на отопление - наше утепление станет вашим надежной преградой перед холодом.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>www.ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте на потом заботу о благополучии в вашем доме. Обращайтесь к опытным мастерам, и ваше жилье станет настоящим творческим шедевром, которое принесет вам тепло и удовлетворение. Вместе мы создадим жилище, в котором вам будет по-настоящему уютно!

Имя *:
Email *:
Код *:

Календарь

«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Друзья сайта

Поиск