Рождение
Психеи
Наша история начинается так: «В одном королевстве...»
И, сами того не осознавая, мы проникаем внутренним взором в то самое
королевство, которое называется нашим внутренним миром. Если вслушаться в
мелодию древних языков, можно услышать, как звучит в них внутренний мир, редко
доступный современному рациональному сознанию. А это может означать, что
всего несколько слов «в одном королевстве...» обещают нам золотые россыпи
ценных открытий и прозрений.
Начало
Истории
Жили-были король и королева, и было у них три дочери.
Две старшие - обычные принцессы, ничего примечательного.
Третья дочь - воплощение человеческой души, даже имя
у нее подходящее - Психея, или, в переводе с греческого, душа. Она возьмет нас
с собой в путешествие в глубину внутреннего мира.
Психея
имеет такое же отношение к мифическому королевству, как и к земному.
Бы узнаете в себе всех троих? Кто не сможет узнать
самую обычную часть самого себя и вместе с тем - уникальную духовную самость,
которая чувствует себя весьма неуютно в обыденной, повседневной жизни?
Личность этой необычной принцессы была столь
притягательной, что люди стали говорить: «Это новая Афродита, богиня, которая в
храме Афродиты займет ее место, ибо скоро превзойдет ее во всех отношениях!»
Афродита мучилась и страдала, глядя на пепел, оставшийся от священного огня в
остывающем храме, ибо ее культ уступал место культу новой прекрасной девы.
В те времена Афродита была богиней женственности,
которая правила с давних пор, с каких именно - никто не мог вспомнить точно.
Она не могла спокойно смотреть на восхождение этой новой богини женственности.
Ее ярость и ревность напоминали апокалипсис; разбудить божественную ярость или
потребовать смены внутреннего бога или богини - значит потрясти все основы
внутреннего мира..
ЭЛЕМЕНТЫ
МИФОЛОГИИ
Обратим внимание на происхождение обеих богинь - Афродиты
И Психеи. Хронос, самый младший и самый хитрый сын бога неба Урана, серпом
оскопил своего отца и, бросив его гениталии в море, таким образом
оплодотворил его. Так родил ась Афродита. Рождение Афродиты увековечил
Боттичелли в своей знаменитой картине ~Рождение Венеры~l: из морской пены
появляется богиня во всем своем женскомвеликолепии. Это рождение как бы
олицетворяет неземную природу женственности в ееархетипической форме,
находящуюся в разительном контрасте с человеческим происхождением Психеи.., которая, по преданию, появилась на свет от выпавшей росы! Обратите
вниманиена этот удивительный язык! Он становится полон психологических инсайтов,
если БЫ в состоянии услышать содержащееся в нем архаическое послание.
Поняв разницу между этими двумя рождениями, можно
понять при роду двух типов женственности. Афродита - богиня, рожденная морем.
Она обладает первобытной океанической женской силой, царствуя с незапамятных
ПЕРВОЕ
ЗАДАНИЕ
Афродита показала Психее огромную кучу разных семян
и велела ей рассортировать их до наступления ночи. Если Психея не справится с
этой задачей вовремя, ее ждет смерть. Заявив таки не слушая никаких возражений,
Афродита отправилась праздновать очередную свадьбу. Задача оказалась явно не
по силам Психее. Она зарыдала и вновь решила покончить с собой.
Вдруг ей на помощь пришло целое полчище муравьев. Они
очень быстро и искусно распределили по сортам все семена, и к наступлению ночи
работа была полностью закончена. Вернувшись, Афродита была неприятно поражена
тем, как эта нерадивая Психея прекрасно справилась с работой.
Какой замечательный символизм заключен в груде
не сортированных семян! Так часто в практике ведения домашнего хозяйства или
в
профессиональной деятельности женщина сталкивается с вызовом: еЙ нужно сделать
всевозможное, чтобы придать чему-то необходимую форму и навести порядок.
Здесь, наверное, может вспомниться все что угодно: крик из угла
комнаты:
~MaM, ты не видела, куда запропастился мой носок?», или список продуктов,
которыенужно купить в магазине, или заголовок, который срочно требуется
придумать для новой статьи,- все это примеры сортировки, упорядочивания и
придания формы. Без этой важной задачи придания формы все превратилось бы в
хаос.
В момент сексуальной близости мужчина отдает женщине
большое количество семян. Она должна выбрать одно из них и сотворить
чудо рождения. Природа Афродиты дает ей так много! Женщина, изначально
обладающая способностью выбирать, должна выбрать одно-единственное семя и
превратить его в плод.
В большинстве культур есть тенденция исключить такую
сортировку и упорядочивание посредством обычаев и законов. Они так или иначе
предписывают женщине, что ей следует сделать, чтобы избавиться от необходимости выбирать.
В понедельник она должна стирать, во вторник - гладить и т. д. Но мы свободные
люди, нам не нужны такие предписания. Женщина должна понимать, как находить
различия, как делать творческий выбор. Но, чтобы овладеть этим искусством, ей требуется
распознать в себе муравьиную сущность, Примитивное, хтоническое, земное
свойство, которое ей поможет. Муравьиная сущность не содержит интеллектуальной
основы и не дает нам правил, которым необходимо следовать. Она представляет
собой
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ
Второе задание для Психеи, прозвучавшее из уст
Афродиты все в том же высокомерном и оскорбительном тоне, состояло в следующем:
ей следует отправиться на дальнее поле, находящееся за рекой, и собрать шерсть
с пасущихся там золоторунных баранов. Она должна вернуться домой до наступления
темноты или умереть.
Психея должна была собрать все свое мужество, даже
пойти на авантюру, чтобы выполнить это опасное задание, так как эти бараны
были дикими и свирепыми. Она снова пришла в отчаяние и решила свести счеты с
жизнью. Отправившись к реке, за которой как раз находилось то поле, где паслись
золоторунные бараны, Психея решила броситься с обрыва. В этот момент она
услышала голос прибрежного тростника. Тростник заговорил с ней и дал совет.
Тростник - простодушное дитя, родившееся на месте
встречи воды и земли,- предупредил Психею, чтобы она ни в коем случае не приближалась
при дневном свете к страшным баранами не собирала с них шерсть. Если она не
послушается и приблизится к ним, бараны затопчут ее насмерть. Ей следует
дождаться наступления сумерек и собирать шерсть, оставшуюся на кустах ежевики
и на сучьях деревьев в рощице, где паслись бараны. Там, не привлекая к себе внимания
диких животных, она может найти достаточно золотого руна, чтобы
удовлетворить Афродиту. Иными словами, Психея не должна идти прямо к баранам или
пытаться срезать золотое руно: поступить так - значит подвергнуть свою жизнь
опасности. Она может достичь цели, подобравшись к этим диким рогатым животным
только хитростью.
Когда у женщины возникает потребность в ассимиляции
некоторых элементов или качеств
Третье
задание
К своему изумлению, Афродита
увидела, что Психея собрала целую груду золотой шерсти. .
Она
разгневал ась еще сильнее, но не подала виду, на сей раз решив погубить девушку
уже наверняка. Она дала Психее хрустальный кувшин и велела наполнить его водой
из Стикса. Стикс - река, стекавшая с высокой горы, исчезавшая в недрах земли и
вновь поднимавшаяся к горным вершинам. Это был бесконечный круговорот, в
котором водяной поток, вернувшийся к своему источнику, тут же обрывался вниз,
с утеса, достигая преисподней. Стикс охраняли огромные, страшные чудовища, а
поблизости от него не было ни краешка земли, на который можно было бы
наступить, чтобы наполнить кувшин с водой.
Как и раньше, Психея была в отчаяние, но Б этот раз она
так онемела от горя, что даже не могла плакать.
Вдруг, словно по волшебству, появился посланный Зевсом
орел. Когда-то орел помог Зевсу в одном его любовном приключении, поэтому они
были очень дружны. На сей раз Зевс открыто встал на защиту своего сына Эроса и
попросил орла помочь Психее. Тот прилетел к несчастной девушке и взял у нее
пустой хрустальный кувшин, оставленный Афродитой. Подлетев к середине
стремительного потока, он зачерпнул
ЧЕТВЕРТОЕ 3АДАНИЕ
Четвертое задание оказалось для Психеи самым важным
и самым трудным. Редкие женщины достигают в своем развитии этого этапа,
поэтому далее пойдет речь о том, что может показаться весьма странным и не
имеющим к вам никакого отношения. Если эта задача не для вас, оставьте ее и
занимайтесь тем, что покажется вам более приемлемым. Но для тех редких женщин,
которые должны пройти весь путь до конца, выполнив четвертое задание,
содержащаяся в мифе информация становится бесценной.
Оставаясь верной себе, Афродита задала Психее
задачу, неразрешимую для простых смертных. Полагаясь лишь на свои силы, мы не
выполнили бы ни одного задания и не остались в живых; по крайней мере, в этом
можно быть
абсолютно
уверенным в отношении четвертого
задания.
Но, как только боги посылают нам помощника, задача сразу становится
разрешимой.
Четвертая задача Афродиты - последнее испытание
Психеи. Афродита велела ей спуститься
за
легкомысленное поведение, но оказал ему все необходимые почести как своему сыну
и обещал помочь. Громовержец собрал на совет всех богов и велел Гермесу
доставить Психею в свои чертоги. Он объявил всем жителям Олимпа, что Эрос уже
давно находится во власти любовных чар и наступило время связать узами брака
этого повесу и непоседу. Так как Эрос уже выбрал себе самую прекрасную на свете
невесту, Зевс повелел устроить свадебный пир. Но брак между смертной женщиной и
бессмертным богом был невозможен. Поэтому Зевс дал прекрасной Психее чашу с
нектаром бессмертия и велел выпить из нее все до капли. Так Психея обрела
бессмертие и получила от Эроса обещание, что тот никогда ее не покинет,
оставаясь верным и преданным супругом.
Затем
на Олимпе устроили свадьбу, которой
не было равных. Главой на этой свадьбе был Зевс,
организатором и распорядителем - Гермес, Ганимед угощал всех напитком богов волшебным
нектаром. Аполлон играл на арфе, и даже занимавшая одно из почетных мест Афродита
была счастлива вместе со своим сыном и невесткой.
Прошло время, и Психея родила
дочь по имени Наслаждение.
Последнее
задание Психеи - самое важное и глубокое продвижение женщины на пути ее
личностного роста. Редкие женщины достигают в своем развитии такого этапа,
когда могут взяться за решение этой задачи. Преждевременно отправиться в такое
путешествие было бы полным безрассудством. Сделать это - значит накликать беду
на свою голову. Отказаться от выполнения задания при возможности его выполнить
- тоже плохо. Раньше обычная женщина редко пытал ась пройти этот путь.
Как правило, люди выбирали мир духовный. Теперь все больше и больше женщин
следуют такому пути эволюции. Он порождает высокую внутреннюю энергию, сознает
это женщина или нет. Самое главное - уловить момент начала этого процесса. Если
он начался, вы не сможете оставить его без внимания, как нельзя игнорировать
беременность.
Что же мы узнали из этой истории?
Все три помощника, которые
помогали Психее выполнять три первых задания,- муравей, тростник и орел - являются частью природы.
Башня построена человеком и воплощает культурный аспект нашей цивилизации.
Она помогает нам узнать многое из того, что делали в прошлом другие женщины,
чтобы выполнить четвертое задание. Святая Тереза из Авилы говорит о башне как о
Внутреннем
Храме.
Женщины, занимавшиеся теософией, описывали видения этой башни. Современные
феминистки могут много сказать на этот счет.
|