ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ. ГРУППАНАЛИЗ.

Пятница, 19.04.2024, 00:06

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Групповой психоанализ А.Притц, Э.Выкоукаль
Часть I
ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА

Теоретические построения группового психоанализа. Иргмгард Веллерт 23
Ирмгард Веллерт (Irmgard Wellert)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ
ГРУППОВОГО ПСИХОАНАЛИЗА
ВВЕДЕНИЕ
Психотерапевтическая теория – это рабочая гипотеза, которая мо
жет помочь распознаванию внутренней и внешней реальности. Вся
кая теория принципиально ограничена тем, кто ее выдвинул – с
одной стороны, его биографией и вовлеченностью в определенный
социальный контекст, с другой стороны, широтой его опыта, типом
расстройств, которые он лечил, а также успехами и неудачами это
го лечения. Такая ограниченность проявляется в языке и мышле
нии создателя теории.
Различные первооткрыватели группового психоанализа раз
вили его, исходя из психоанализа Зигмунда Фрейда (Frued, S.)
и его воззрений, высказанных в работе «Массовая психология и
анализ человеческого Я». Фрейд придерживался того мнения,
что каждый отдельный человек является составной частью мно
гих масс, вовлечен в разнообразные группы через идентифика
цию, поскольку он строит свой Яидеал по самым разнообраз
ным образцам.
Сам Фрейд не работал с группами. Что же побудило психоана
литиков обратиться к группам, стать групповыми психоаналитика
ми? Йозеф Шойкет (Shaked, J.), психоаналитик и групповой пси
хоаналитик, пользующийся международным признанием, так отве
чает на этот вопрос, заданный Бригиттой ГроссманнГаргер
(GrossmannGarger, B.) и Вальтером Партом (Parth, W.):
24 Часть I. ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА
Группа интересует меня по особой причине – изза феномена массо
вой психологии. Психоанализ потерпел поражение перед лицом мас
совой психологии. Стоит посмотреть, как наивно и с полным неведе
нием реагировали психоаналитики на Гитлера в Германии и Австрии,
как подобным же образом они отчасти поступают и сегодня в связи с
данной темой – это всегда меня очень пугало. Это побудило меня об
ратиться к группе, а также стало причиной моего обращения к боль
шой аналитической группе. Личным мотивом для меня был страх пе
ред тем, как могут распоясаться цивилизованные люди. Я надеялся,
что группа может дать мне понимание этого. Со временем мои претен
зии в этом отношении уменьшились. [...] Я испытал также «тотем и
табу»: амбивалентного фюрера, которого группа стремится низложить,
в надежде благодаря этому избавиться от СверхЯ, затем удовлетво
рение инстинктивных импульсов и следующие после этого раскаяние,
способность ощутить свою вину, способность осознать собственную
ответственность (GrossmannGarger, Parth, 1999, с. 8 сл.).
интересует меня по особой причине – изза феномена массо
вой психологии. Психоанализ потерпел поражение перед лицом мас
совой психологии. Стоит посмотреть, как наивно и с полным неведе
нием реагировали психоаналитики на Гитлера в Германии и Австрии,
как подобным же образом они отчасти поступают и сегодня в связи с
данной темой – это всегда меня очень пугало. Это побудило меня об
ратиться к группе, а также стало причиной моего обращения к боль
шой аналитической группе. Личным мотивом для меня был страх пе
ред тем, как могут распоясаться цивилизованные люди. Я надеялся,
что группа может дать мне понимание этого. Со временем мои претен
зии в этом отношении уменьшились. [...] Я испытал также «тотем и
табу»: амбивалентного фюрера, которого группа стремится низложить,
в надежде благодаря этому избавиться от СверхЯ, затем удовлетво
рение инстинктивных импульсов и следующие после этого раскаяние,
способность ощутить свою вину, способность осознать собственную
ответственность (GrossmannGarger, Parth, 1999, с. 8 сл.).
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Основоположником групповой терапии считается Джозеф Пратт
(Pratt, J.), который в 1906 г. стал проводить групповую терапию в
туберкулезном стационаре. В 1926 г. Тригант Барроу (Burrow, T.)
начал комментировать свою групповую психоаналитическую рабо
ту. Пауль Шильдер (Schilder, P.) с 1928 г. стал публиковать раз
мышления о своей аналитически ориентированной работе с группа
ми. Существенной чертой этих попыток групповой работы было то,
что группа насчитывала от 30 до 200 участников.
Приблизительно в 1920 г. в Вене начал работать с группами с
целью уменьшения стоимости (терапии) Альфред Адлер (Adler, A.),
а также Август Айххорн (Aichhorn, A.) и Зигфрид Бернфельд
(Bernfeld, S.). Якоб Леви Морено (Moreno, J.L.) импровизационны
ми играми заложил фундамент своего метода психодрамы в 1921 г.
Т. Барроу в 1926 г. описал коллективные феномены, наблюдавши
еся им в группах. Существенных результатов в групповом психо
анализе в 1940х гг. достиг Сэмюэл Р. Славсон (Slavson, S.R.). Но
ваторская работа Ф. Редля (Redl, F.), изданная в 1942 г. под назва
нием «Group emotions and leadership» («Групповые эмоции и ли
дерство» – пер.), прошла почти незамеченной. Очень плодотворным
Теоретические построения группового психоанализа. Иргмгард Веллерт 25
оказалось влияние на групповую терапию К. Левина (Lewin, K.) и
его теории поля, опубликованной в 1947 г. Он придерживался того
мнения, что группа, к которой принадлежит человек, является той
«почвой», на которой он стоит, необходимой основой для уверен
ности и конкретных действий.
С 1950 г. Г. Эзриел (Ezriel, H.) стал публиковать свой опыт
группового психоанализа и возникающей в группе напряженности.
В. Шиндлер (Schindler, W.), ученик В. Штекеля (Stekel, W.), принад
лежавшего к кругу Фрейда, разрабатывает свою семейную модель и
в 1951 г. выносит ее на суд общественности. В Латинской Амери
ке над групповой моделью работают Л. Гринберг (Grinberg, L.),
М. Лангер (Langer, M.) и Э. Родриге (Rodrigue, E.). З.Г. Фукс
(Foulkes, S.H.) вместе с Энтони (Anthony, E.J.) представляет в 1957 г.
свою теорию матрицы и сети. Р. Шиндлер (Schindler, R.), ученик
Августа Айххорна, в 1957–1958 гг. публично обсуждает важность
иерархии в группах. Эта групповая модель описывает организующее
движение, которое не только определяет общую идентичность груп
пы, но и устанавливает ее внешние границы, а также создает иерар
хию внутри группы. У.Р. Бион (Bion, W.R.) публикует в 1961 г. свои
новаторские идеи по психоанализу группы, которые он разрабаты
вал в 1940е и 1950е гг. Его концепция рабочей группы и групп ба
зовых допущений оказала большое влияние на последующие теоре
тические построения.
В 1965 году СтокВитакер (StockWhitaker, D.) и Либерманн
(Liebermann, M.) продолжили данную тему, фокусируясь на соци
альном аспекте: характер отношений между участниками и руково
дителями группы определяется элементами групповой культуры,
которые обусловливают границы аффектов, форму и содержание
высказываний.
ХайгльЭверс (HeiglEvers, A.) и Хайгль (Heigl, F.) разрабаты
вают с 1967 г. геттингенскую модель, применение которой нашло
широкое признание, прежде всего в клинической области.
ГЛОССАРИЙ
Психоанализ: герменевтическая процедура, при которой за словами
и действиями ищется скрытый, латентный смысл, позволяющий
распознать прежде не осознававшиеся смысловые связи.
26 Часть I. ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА
Сеттинг: из индивидуального психоанализа заимствуется ос
новное правило свободной ассоциации, равнонаправленное вни
мание и абстинентная позиция аналитика, перенос, контрперенос
и сопротивление, учет так называемых защитных механизмов, а
также разрешение появляющихся в процессе анализа симптомов
невроза переноса путем толкования – все это применяется и при
групповой работе. Участники группы садятся в круг. В группе
происходят повторения семейных ситуаций, возникают отноше
ния между несколькими лицами, то есть не только парные взаи
моотношения, возникает чувство соперничества, зависти и тому
подобное.
Участники группы: должны быть незнакомы между собой, не
встречаться во внешнем мире, для того чтобы стали возможны ин
тенсивные отношения переноса в группе. Реальные отношения
или физические контакты препятствуют работе фантазии, и по
этому их следует избегать – как внутри, так и вне группы. В груп
пе не следует ни пить, ни курить, поскольку все это помогает
снять напряжение. Однако потребности и напряженность должны
проявляться не в действиях, а «выговариваться», то есть стано
виться осознанными.
Размер группы: должна быть от трех до двенадцати человек.
Эти люди встречаются регулярно в определенном месте, в опреде0
ленное время, на определенный срок. Продолжительность одного
сеанса – один, два или три часа2. Блок0сеанс3 может длиться от че
тырех до двенадцати часов. Частота сеансов варьируется от одно
готрех раз в неделю до одногодвух раз в месяц. Возможны и дру
гие договоренности.
Распределение мест: по возможности его нужно выбирать так,
чтобы кресла были одинаковые и расставлены по кругу.
Закрытая группа. Все участники посещают занятия с самого на
чала группы, новые члены не принимаются. Вся группа оканчива
ет цикл занятий одновременно.
Полуоткрытая группа: новые члены принимаются в определен
ное время.
2 Имеется в виду академический час – 45 мин. – Прим. науч. ред.
3 Несколько заседаний группы, проходящих в течение одного дня с перерывами. –
Прим. науч. ред.
Теоретические построения группового психоанализа. Иргмгард Веллерт 27
Открытая группа: присоединение к группе и уход из нее воз
можны в любой момент с разрешения участников группы или без
него.
Руководитель группы: ведет группу один или с котерапевтом,
характеризуется доброжелательной нейтральностью и абстиненци
ей по отношению к участникам группы.
Наблюдатель: участвует в группе лишь как наблюдатель, сидит
вне круга, по большей части ведет протокол.
Групп0аналитическая ситуация: тема заранее не предлагается,
«красную нить», ведущую к центру конфликта, задает свободная
ассоциация.
Свободная ассоциация: становится «свободными интеракциями
группы» – приходящие в голову мысли и фантазии сообщаются по
возможности свободно, без действующих в обычной жизни соци
альных ограничений и обсуждаются в группе. Неструктурирован0
ная ситуация ведет к большей гибкости поведения, защитные ме
ханизмы частично ослабевают, содержания бессознательного выхо
дят на поверхность через дериваты влечений.
Перенос: представляет собой регрессивное воскрешение в контек
сте группы непреодоленных эмоциональных отношений раннего дет
ства, возникает невроз переноса здесьисейчас. Бессознательные
конфликты, импульсы влечений, объектные отношения направляют
ся в переносах не только на руководителя, но и на участников груп
пы. Развивается целая сеть взаимодействующих между собой пере
носов, их глубина зависит от уровня регресса группы. Конфликты,
совместно пугающие участников, могут приводить к тому, что инди
видуум будет воспринимать группу как нечто сильное, как объект,
исполняющий материнскую роль, и поэтому возвращаться на уро
вень раннего детства – симбиоза матьдитя. Инфантильные конф
ликты могут активироваться и прорабатываться в группе особенно
интенсивно благодаря присутствию многих лиц, подходящих для
переноса, на которые могут быть перенесены аспекты отношения к
матери, отцу и другим детям в семье. Чтобы эта возможность реали
зовалась полнее, контакты между участниками вне группы должны
по возможности избегаться. При переносе на группу как целое часто
возникает переживание архаической матери, оживляющее преэди
пальные фантазии.
Контрперенос: служит руководителю группы показателем того,
что именно переносится в группе, однако отношение руководителя
28 Часть I. ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА
группы остается абстинентным, то есть пробужденные импульсы
должны быть признаны (например, желание помочь и исцелить), но
не реализованы.
Сопротивление: проявляется в группе как препятствие группо
вой работе, его мотивы по большей части бессознательны. В груп
пе проявляются специфические защитные феномены. Группа мо
жет выработать нормы и относящиеся к ним санкции с целью
структурирования группы, так как это позволяет преодолеть страх.
Могут возникать психосоциальные компромиссы, приписывание
определенных ролей, которые будут приниматься в том случае,
если одновременно позволяют и сопротивление недозволенным им
пульсам и их преодоление.
Навязчивое повторение: вытесненные детские конфликты, свя
занные с влечениями, самыми разными способами инсценируются
вновь и вновь для того, чтобы, с одной стороны, проработать их
(конфликты), а с другой – вновь воспроизвести привычное: «всегда
приходится страдать», «никогда не любили», «всегда был отвер
женным» и проч.
Терапевтическое расщепление Я: благодаря ему участники могут
частично отождествляться с анализирующим Я руководителя груп
пы. При этом полезно, если предметом рефлексии одновременно
становится и собственное участие.
Конфликт: поскольку действия в группе заблокированы (так
же, как во сне), то благодаря свободному высказыванию не подвер
гающихся цензуре фантазий на поверхность выходят и инцестуоз
ные желания. Возникают конфликтные ситуации между запрещен0
ными импульсами влечений и интернализованными культурными
табу. Налицо интрапсихический конфликт между инстинктом и
запретом, между Оно и СверхЯ.
Эдипов конфликт: основной конфликт, осевой и поворотный
пункт изменения. Руководитель группы так же, как и сама группа,
может восприниматься амбивалентно, вызывать ненависть и лю
бовь, при этом целью здесь является преодоление расщепления по
зитивных и негативных аффектов, интеграция частичных влечений,
чтобы иметь возможность ощущать самого себя как равную самой
себе и автономную личность. Либидинозные импульсы должны по
лучить возможность превращаться в нежные чувства.
Толкование: проводится руководителем или участниками груп
пы. Цель толкования состоит в том, чтобы возвести сопротивление
Теоретические построения группового психоанализа. Иргмгард Веллерт 29
здесьисейчас к его бессознательному источнику в тамитогда. Ре
шающим здесь является правильный выбор момента. Толкование
направлено на неосознанные производные влечений, на внутрипси
хические проблемы.
Комбинация индивидуальных и групповых сеансов. Посредством
комбинации индивидуальных и групповых занятий Адлер, Айх
хорн, Бернфельд, Фукс и др. пытались открыть доступ к психоте
рапии также и социально незащищенным лицам. Причем сочетания
могли быть самыми различными, например, по одному индивиду
альному сеансу на каждый групповой, несколько групповых заседа
ний и один индивидуальный прием, индивидуальный прием толь
ко в критической ситуации, индивидуальные сеансы до присоеди
нения к группе, индивидуальные сеансы только в первые недели
групповых занятий. Опыт показывает, что при наличии способно
сти к групповой работе ее комбинация с индивидуальной может
быть очень полезной, поскольку понимание конфликта передается
и через участников группы (в силу того, что конфликт проявляет
ся в группе, выступая как бы как общее для всей группы, как крас
ная нить группового заседания) и может быть затем глубже прора
ботано на индивидуальном сеансе.
(Отреферировано по: Фукс, Куттер (Kutter, P.), Шойкет и
ШнайдерДюкер (SchneiderDüker,
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ
ГРУППОВОГО ПСИХОАНАЛИЗА
Напрашивается вопрос: дополняют ли различные теории друг дру
га или они несовместимы? Видел ли каждый из пионеров группо
вого психоанализа лишь одну из граней одного и того же предме
та? Достаточно ли одной теоретической перспективы или подхода?
Не может ли в трудных ситуациях перемена позиции – в данном
случае, иной взгляд благодаря новой теоретической установке – по
мочь «осветить тьму»? Настоящий обзор ставит своей задачей про
демонстрировать несколько различных подходов к групповому пси
хоанализу.
Принципиально различают психоанализ в группе, психоанализ
группы и психоанализ посредством группы. Это разграничение в те
ории кажется привлекательным, но в действительности так просто
30 Часть I. ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА
провести границы в групповой работе не удается. Переходы оказы
ваются размытыми. В течение одного группового сеанса мы можем
встретиться с психоанализом в группе, группы и через группу. Ре
шающим будет теоретический подход психоаналитика и то, что ру
ководителю группы представится подходящим для эффективного
превращения бессознательного в сознательное: групповая или ин
дивидуальная интерпретация, обе они вместе или выявление пони
мания происходящего участниками группы.
Для группового психоанализа, развивавшегося на основе пси
хоанализа посредством модификации его сеттинга, в первую оче
редь было важным на практике выявить, как групповая динами
ка воздействует на бессознательные страхи отдельных участни
ков группы. Если вначале в центре процесса интерпретации в
группе стоял отдельный участник, то ситуация изменилась после
опытов Биона, который обнаружил базовые допущения, позволя
ющие делать очень четкие заключения о бессознательных страхах
в группе.
Обращение Кохута (Kohut, H.) к эмпатии также повлияло на
то, что происходящее в группе стало восприниматься с точки зре
ния первичных процессов: ФингерТрешер (FingerTrescher, U.)
разработала собственный технический подход к ранним нарушени
ям внутри группового психоанализа.
В попытках сделать бессознательное осознанным чрезвычайно
полезным оказалось и расщепление Аргеландером (Argelander, H.)
группы на Оно, Я и СверхЯ. Также в работе обнаружения очень
хорошо помогают теоретические представления Ольмайера
(Ohlmeier, D.) об интенсивных группах и опыты Шойкета с боль
шими группами.
Ниже мы конспективно и, по возможности, цитируя оригиналы,
представим одиннадцать методов, которые хорошо зарекомендова
ли себя в практическом применении. Наш реферат должен кратко
показать in nuce4 самые характерные аспекты каждой из обсуждае
мых теорий с точки зрения причины расстройств, применяемых ме
тодов и цели психотерапии.
4 В сжатом виде, вкратце (лат.). – Прим. науч. ред.
Теоретические построения группового психоанализа. Иргмгард Веллерт 31
Категория: Мои статьи | Добавил: bugrova (04.11.2013)
Просмотров: 1923 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Друзья сайта

Поиск

Категории раздела

Мои статьи [142]