ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ. ГРУППАНАЛИЗ.

Четверг, 28.03.2024, 17:06

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Бугрова С. А" По следам одного проекта"

По следам одного проекта

 

Бугрова С.А.

 

“Именно потому, что ребенок испытывает

такую большую любовь к матери, он имеет

так много, чтобы черпать для более поздних

привязанностей»

 

М. Кляйн.

 

Введение

Целью моей статьи является попытка осмысления и описания нового опыта, полученного в результате ведения необычной группы методом группового анализа около трех лет. Необычность данной группы заключается в том, что группа состояла из нескольких подгрупп, в которые входили мамы и дети в возрасте от 0 до 3 лет. Группа закончила свое существование, когда старшему ребенку исполнилось четыре года, а младшему – два. Кроме ведущего специалиста в группе участвовал детский психолог. Насколько мне известно, это был первый опыт в России подобной работы.

Идея создания группы, в которой можно было бы объединить родителей и детей, витала несколько лет, однако я достаточно долго не решалась приступить к проекту. А когда группа была уже создана, уверенность в возможности и целесообразности такой работы, мне предала презентация подобной группы, которую вели английские коллеги, предоставив видео на Группаналитической Конференции  «Родительские фигуры» ( Москва). Этот момент утвердил меня в верности выбора смешанной группы, где молодые мамочки смогли оказаться вместе со своими детками в возрасте от 0 до 3 лет. На мой взгляд, это тот важный период в развитии ребенка, когда отношения с самым значимым человеком- мамой и последствия этих отношений проходят через всю жизнь индивида.

В соответствии с требованиями конфиденциальности, я буду касаться только общегрупповых процессов и больше опираться на новый опыт самого ведущего, его чувств и сложности работы именно при таком составе группы.

 

1 Группа

 

Группа, которую удалось организовать, а затем и провести была малой, группаналитической, полузакрытой, ограниченной во времени. Полузакрытость состояла в возможности посещения группы в качестве исключения вместо матерей отцов, что дало возможность более полной работы группы без перерывов, так как маленькие дети часто болеют. Такое решение было принято после просьб участников и дальнейшего обсуждения в процессе работы группы.

 

Сеттинг не совсем стандартный для группанализа – один раз в неделю в течении 50 минут. Такой сеттинг был выбран мною изначально, учитывая возраст самых маленьких участников группы. Сначала взрослые участники группы предлагали встречаться в течении 90 минут, однако дальнейшая работа группы показала, что выбранная длительность оправдала себя и дала возможность справляться с тем напряжением, которое усиливалось по мере взросления детей. В процессе работы группы только одна пара – мама-ребенок покинули группу до ее окончания, остальные участники продолжили участие в группе до ее закрытия, которое произошло, как я уже сообщала из- за того, что два участника группы переросли трехлетний рубеж. Был среди участников группы малыш, который пришел с мамой во внутриутробном состоянии и вернулся после рождения и летних каникул в возрасте 2-х месяцев. На момент окончания группы ему было два года.

 

 

Ведущей концепцией в групповом анализе является понятие матрицы. Германо-британский психиатр, психоаналитик, основатель группового анализа З Фоулкс утверждал, что

 

«Групповой анализ рассматривает социальную природу человека как его основное качество, а индивида как результат его формирования в обществе»…[18].

 

Данная идея связана с тем, что человек-существо социальное и может развиваться только в отношениях с другими. Группа способствует этому, как ничто лучше, при этом матрица группы может рассматриваться и как матрица-сеть, и как матрица-утроба. Группа является сетью ассоциаций, а отдельные участники – частью коллективной сети. Материнская утроба является основой, в которой зарождается, растет, развивается и питается человеческое существо. Матрица в целом состоит из отношений и культуры внутри группы, т.е. является коммуникативной сетью общества.

Фоулкс  видел матрицу, как гипотетическую сеть отношений на четырех уровнях коммуникаций.

 

«Матрица-это общая разделяемая база, которая в конечном счете, определяет смысл и значимость всех событий» [18].

 

 

 

2 Задачи

 

Одной из задач, которые стояли передо мной – это организация и проведение группы методом группового анализа в смешанном составе «родители-дети» с целью осознания жизнедеятельности подобной группы, понимания сложности сеттинга, удержания границ и роли ведущего . Сейчас можно сказать, что задачи, которые были поставлены перед проектом в начале его организации, выполнены. В ходе работы группы, появлялись и разрешались проблемы, о которых можно было только догадываться, что вызывало дополнительный интерес и мотивировало к продолжению работы. Многие вещи, которые были известны только из теоретических материалов, подтверждались в процессе, В группе кроме группового аналитика (дирижера), работал еще детский психолог с опытом групповой работы методом группового анализа, что определенным образом поддерживало ведущего.

 

3 Специфика группового процесса и его феномены.

 

В рамках данного проекта непосредственно методом группанализа фактически существовали две подгруппы - взрослые участники проекта- мамы и специалисты, и дети. Взрослые участники рассаживались в круге, ведя свободную беседу, которая все-таки оказывалась больше ориентирована на родительско-детские, иногда партнерские отношения, а также на наблюдения того, что происходит в детской подгруппе. Малыши в начале проекта были в центре круга, каждый в соответствии со своим возрастом- кто-то уже играл, кто-то сидел (лежал) рядом с мамой. По мере взросления детей, они уходили из круга взрослых, продолжая осваивать пространство кабинета и находящиеся там игрушки. Дирижер не только наблюдал за процессом, в качестве пассивного участника, но и помогал поиску наиболее комфортных, перспективных коммуникаций между всеми подгруппами-

 

Родители- дети

Между родителями

Между детьми.

 

Часто приходилось переводить язык этих подгрупп друг другу. Помогать мамочкам выдерживать эмоции детей, не вмешиваясь в те процессы, которые происходили в детской подгруппе, дифференцировать опасность не вмешательства и пр. Постепенно взрослые участники смогли выдерживать свои фрустрации. Наиболее сложным оказался процесс перевода взрослой подгруппе процессов, происходящих в детской. В процессе работы группы, мамочки делились своими новыми знаниями, своим пониманием происходящего, своими чувствами и осознанием деструктивных стереотипов, связанных с родовыми сценариями. Было много инсайтов. Постепенно в группе и подгруппах появилось доверие. Ближе к окончанию работы проекта, взрослые члены группы делились тем опытом, который они получили в группе и распространением его уже на свою жизнь вне группы, а также тем, как отличалось поведение их детей от ровесников на детских площадках и других детских коллективах, в которых они оказывались. Малыши научились отстаивать свои интересы без истерик и манипуляций, их вербальный запас позволял вести переговоры без организации драк. Они научились лучше управлять своими эмоциями и доверять взрослым участникам группы. К концу проекта дети стали организовывать совместные игры, стали договариваться, а не отнимать игрушки друг у друга. Взрослая подгруппа также стала больше доверять своим детям, оставаясь больше нейтральными наблюдателями и позволяя малышам самим справляться с возникающими между ними проблемами. Вначале работы группы мамы активно включались в детские разборки и с трудом выдерживали драки между ними.

 

"Тренировка Эго в действии" для взрослой подгруппы оказалась достаточно актуальной и больше отразилась на научении давать детям больше самостоятельности, научиться их меньше контролировать, а больше доверять. Надеюсь. что данный опыт оказался полезным и для "внутреннего ребенка" участников взрослой подгруппы. Темы насилия, агрессии, садизма в воспитании в семьях и обучающих учреждениях возникали довольно постоянно, так же как и тема власти. Темы изучения или обучения культуре через элементы насилия также часто затрагивались в беседах взрослых, были попытки оправдания семейного насилия и различных ритуалов подчинения, манипулятивных техник, шантажа и пр. Актуальными были темы, связанными со сложностями контакта с незнакомцами, посторонними или просто иными. Возникали темы, связанные со страхом возможности гомосексуальности у своих детей, часто такие темы сопровождались обесцениванием мужчин, идеями жертвенности женщин. Расщепление на хороших матерей и плохих отцов присутствовало в течении достаточно длительного периода. Постепенно взрослая подгруппа приходила к осознанию своей женской идентичности и роли матери в семье и социуме и перестало бояться признать возможность и наличие сильных женщин, а не рабынь и жертв. Отказ от статуса жертвы позволил выстроить вертикальные отношения мать-дитя в диадных подгруппах и утвердиться в ролевых социальных моделях. Еще одной из ведущих тем, которые так или иначе возникали в процессе работы - это желание освободиться от коллективной вины, а также темы зависти и стыда.

 

Также работа группы подтвердила важность идеи привязанности, которая впервые была выдвинута  английским психоаналитиком Джоном Боулби (1907-1990 гг) и расширена канадским психологом Мэри Эйнсворт. Трехлетний опыт показал, что наблюдения Эйнсворт за детьми от 12 до 18 месяцев в лаборатории Балтимора (1969-70 гг), где она выделила три основных паттерна привязанности: надежный, избегающий и тревожно-амбивалентный, которые проявились и в работе нашей группы. Родители смогли увидеть и осознать важность создания условий для более надежного стиля привязанности в отношениях со своими малышами, а также проработать свои собственные проблемы, вытекающие из данной темы и отразившейся на собственной взрослой жизни. Те, у кого в детстве сформировалась надёжная привязанность, как правило, имеют хорошую самооценку, крепкие отношения и способность раскрыться перед другим человеком. Став взрослыми, они обычно создают здоровые, счастливые и длительные отношения..

 

Первые исследования родителей с целью показа передачи безопасной и небезопасной привязанности между поколениями были проведены ученицей Эйнсворт, американским психологом Мэри Мэйн, которая и обнаружила что то, как родители помнят и упорядочивают свой собственный детский опыт, в большой степени предсказывает то, к какому типу привязанности будут относиться их дети.

 

Мамы нашей группы отмечали, что их дети, показывают более высокий уровень уверенности в себе и способности к адаптации, по сравнению со сверстниками показывают большую самостоятельность и меньшую зависимость. Они показывают меньше агрессии, больше согласия со своими сверстниками и большее послушание с возможностью умения договариваться в спорных ситуациях.

 

Четвертый стиль привязанности - дезорганизованный, предложенный позднее Мэйн и Соломон (Соломон Аш – социальный психолог польского происхождения 1907- 1996 гг) на основе результатов собственных экспериментов, в работе группы отмечен не был.

 

Иногда в группе мам замещали отцы, когда те не могли по разным причинам присутствовать на группе. Динамика группы менялась и мы получали новый опыт, в том числе и во взаимоотношениях детей в присутствии отцов. Но этот опыт был скорее исключением, хотя и расширял возможности группы в целом.

Иногда группа сама становилась терапевтом, отражая все происходящие процессы и находя удачные пути разрешения проблем и конфликтов, расширяя пути выхода из них.

 

Важным явлением, которое проявляется в групповых процессах, является тревога отвержения, связанная с чувством принадлежности. Принадлежность к определенной группе, семье, роду и т.д. приносит спокойствие, удовлетворение, эмоциональную гармонию, способствует  развитию идентичности. И наоборот – отверженность, исключенность ведет к маргинальности и разрушению. Отверженность является травмой, а принадлежность – исцелением от травмы. Групповая работа в смешанной родительско-детской группе дает возможность на ранних этапах развития ребенка, предупредить травму отвержения, с которой мы, так или иначе, встречаемся в своей взрослой жизни (отвержение по национальному, профессиональному и т.д. признаку). Принадлежность к работающей группе, усиление доверия основано на бессознательном ожидании отсутствия отвержения в группе.

 

Следует сказать и о проявлении ревери в группе. «Сон на яву», понятие ревери впервые введенное британским психоаналитиком Бионом У. Р. (1897-1979), или

 

 «совместное проживание психоэмоционального состояния, как терапевтического фактора [2]

приводило к возможности рефлексии и перевода бессознательного в сознание, как на индивидуальном уровне, так и на уровне групповых процессов, Наиболее наглядно это было видно на видах сопротивления, которые присутствовали в группе и об этом подробнее в следующей главе.

 

Ави Берман (израильский групповой аналитик и психоаналитик) указывает на существование коллективного ревери группы, создаваемое из сочетаний личных ассоциаций членов группы и дающее возможность контейнировать тревожность участников группы и совместно проживать групповые процессы. А Бион полагает, что коммуникативный процесс, развивающийся между матерью и ребенком, порождает способность к мышлению, а также как когнитивному его развитию, так и к эмоциональному. Роль группы, работающей методом группанализа, а нашем случае смешанной группы, подтверждает ее значение в психоэмоциональном развитии малышей.

 

« Каждый член группы, приносит  в нее свои сильные и слабые стороны. Способность участников контейнировать эмоциональный опыт присоединяется к расширяющемуся эмоциональному горизонту группы как целого. Каждый участник дополняет и обогащает способности других. Таким образом, вместе они обретают лучшее и более многообразное понимание внутреннего мира каждого индивида и, следовательно, обсуждаемого пациента (или группы)». [1]

 

4 Сопротивление в группе

 

Сопротивление – психический механизм, препятствующий психоаналитическому проникновению в бессознательное. З. Фрейд считал его

  «силой, которая поддерживает болезненное состояние,.т.е. все, что препятствует психоаналитической работе.» [16]

 Основоположник психоанализа считал сопротивление основным специфическим механизмом, с которым должен работать психоанализ,  наряду с бессознательным и переносом. Сопротивление может быть сознательным, предсознательным и бессознательным. Позднее стали выделять сопротивление Супер ЭГО, ЭГО и ИД. Интерпретация сопротивления является одной из основных психоаналитических техник как в индивидуальном, так и в групповом анализе. Существует различные проявления сопротивления – опоздания, пропуски групп, забывчивость, избегание определенных тем, навязчивое повторение определенных тем, молчание, многословность, скука, светская беседа и пр. Меня интересуют особенности сопротивления, с которыми я столкнулась, как ведущая в совместной родительско-детской группе.

К ним я бы отнесла-

- Опоздание ;

- Забывчивость;

- Соматизация;

- Ригидность;

- Сон;

- Отыгрывание;

-Прикрывающая беседа;

-Избирательное молчание;

-Сопротивление прогрессу;

 

Опоздание, забывчивость, ригидность проявляла взрослая подгруппа, однако если были опоздания, то здесь уже была подгруппа мама- малыш, что оказывало своеобразное влияние на всю группу, которая обычно ждала, в том числе и дети. С приходом опоздавших динамика группы менялась. Изменялись и игры у детей. Обычно в качестве причины опоздания, выдвигалась третья сторона – не приехало  такси; долго ждали папу, няню, бабушку и пр. Как правило. в тот же день, данное опоздание не анализировалось и принималось группой, как алиби. Опоздания прекращались, когда становилось возможным обсуждать данную тему, переводя ее в плоскость контроля агрессивных чувств, связанных с границами нашей группы.

Избирательное молчание чаще проявлялось в виде пауз и наблюдений за тем, чем занята детская подгруппа.

Отыгрывание обнаружилось не сразу, а когда одна из участниц группы проговорилась о том, что была в гостях у другой участницы на дне рождения ребенка, хотя все участники были предупреждены о не желательности контактов вне группы. Позднее группа посвятила данной теме не одну сессию.

Соматизация  также оказалась одной из психических защит от тех процессов, которые происходили на группе, при этом, чаще данной защитой пользовалась взрослая подгруппа.

Сон – это явление было для меня наиболее интересным, так как проявляли его дети. То один, то другой ребенок, вдруг меняли свой распорядок дня, и приносились на группу сонными или просыпающимися. Иногда ребенок мог проспать всю группу.

Группа также принимала сон, как алиби и не желала   обсуждать данное явление. Когда мы смогли все-таки включить данное сопротивление в тему обсуждения взрослой подгруппы, менялся и режим ребенка. В каких то случаях, сон ребенка. бессознательно использовался мамой для защиты от собственных непереносимых чувств, связанных с поведением ребенка на группе, в каких-то проявлением скрытой агрессии к самой группе и дирижеру, а также сопротивлению прогрессу.

 

 

5 Роль ведущего в смешанной группе «родители-дети».

 

В процессе работы группы, размышления Д. Винникота (английский психоаналитик и детский психотерапевт) о том, что

 аналитик «должен создать в клиническом сеттинге среду, подобную материнской поддерживающей атмосфере» [6],

полностью оправдались, так же как и его идея "достаточно хорошей матери" (термин впервые был предложен в 1965 г.) Сама группа, вернее ее матрица, в ходе работы должна стать такой матерью. Идея достаточно хорошей матери пронизывала работу группы в течении всего времени, так же как и размышления "о праве на ошибку" и понятия "безупречной матери". В группе и взрослые, и дети, повторно переживают определенный вид взаимодействия между матерью и ребенком. Дирижер, при этом, должен стать доступным для восприятия как целостная личность, что делает его роль в такой группе более активной. При этом, если задача малой группы, где участниками являются только взрослые, обучение состоит в возможности как принимать, так и отдавать, а индивидуальная терапия способствует научению "питаться и извергать", то совместная группа родителей и детей, совмещает обе задачи. Х.Кохут (американский психоаналитик, основатель психологии Селф-объекта) считал, что работа с пациентом может принимать форму создания атмосферы, напоминающую мир раннего детства, для обнаружения «хорошего селф-объекта, который будет способствовать развитию динамического взаимообмена» [1]). Такой подход способствует выходу из нарциссической травмы и привязыванию к матрице селф-объектов, что позволяет быть социальным существом. И Кохут и Винникот считали, что угроза «разваливания социального организма на части» [11], снижается при индивидуальной терапии, которая организована так, что позволяет индивиду расти.

 

В условия группового анализа, данная задача вполне выполнима и даже с большим успехом, чем при индивидуальном, так как именно в условиях группы мы встречаемся с социальными силами лицом к лицу. При этом в родительско-детской группе, дирижер становится видимым и идентифицируемым в роли аналитика, сознательно моделируя группу, как "матерь окружающей среды"[15]. При этом роль дирижера в такой группе, продолжает опираться на представления З.Фоулкса, включающие три составляющие - динамическое администрирование, сам анализ и перевод.

 

Динамическое администрирование в данном проекте опиралось на разработку сеттинга, более эффективного для его участников, учитывая возраст малышей. Группа работала один раз в неделю по 50 минут, разрешая посещать группу отцам. Приходилось учитывать распорядок дня малышей при выборе времени работы группы.

 

Сложности перевода были связаны с наличием подгрупп, каждой из которых был свойственен свой язык. В роли переводчика дирижер предполагает, что терапевтический процесс совпадает с коммуникационным процессом. Фоукс предполагал, что люди обмениваются на четырех уровнях и дирижер должен переводить попытки общения с более аутичного и бессознательного уровня к более вербальному и сознательному. выполнение роли переводчика означает обнаружение симптомов в матрице группы и восприятие их как проявления несвободы и не связанности. При этом, следует осознавать, что как ведущие мы можем передать в роли переводчиков лишь приблизительный смысл того, что имеется в виду. Поэтому важны не только интервенции ведущего, но и любого другого участника группы. Дирижер вмешивается в диалог, оставляя пространство для обратной связи и давая группе возможность решать, подходит ли ей та или иная интерпретация, в том числе и детской подгруппе, которая в нашем проекте реагировала, скорее всего не вербально. Иллюзия того, что дирижер с позицией нейтральности и абстинентности, может быть беспристрастным и объективным наблюдателем, подтверждается своей не состоятельностью в ходе проекта и необходимостью пересмотра роли ведущего по сравнению со взглядами первых групповых аналитиков. Только научаясь выдерживать высокий уровень фрустрации, группа может идти вперед. А поддержка ведущего здесь является очень важной.

 

Сложности анализа, кроме вербальных и невербальных интервенций, заключались в необходимости большей расшифровки происходящего в детской подгруппе. Больше было обучающих, раскрывающих моментов, чем интерпретаций. Тенденции современного группового анализа в его развитии ставят перед дирижером новые задачи. Ведущий должен доверять группе, чтобы обеспечить любой вид коммуникации и построения матрицы группы. Взаимосвязь между аналитиком и анализантом в группе происходит в неком интерактивном треугольнике, который по выражению английского группового аналитика Герхарда Вильке, идущего за  Томасом Огденом (американский доктор медицины, группаналитик), приводит к созданию "третьего субъекта". При этом Вильке считает, что

 «события переноса - это не повторное разыгрывание прошлого, а сценическая повторная драматизация внутреннего опыта здесь и сейчас, осуществляемая в групповом контексте. Хотя взаимодействие характеризуется переносом и контрпереносом, относящимся по своему происхождению к семейным отношениям, его можно описать только лишь опираясь на происходящее здесь и сейчас, потому, что паттерн взаимодействия никогда не был таким, как раньше, и никогда не был сформирован именно такой группой. Это уникальный акт повторного сотворения между теми, кто попал в текущую группу и окружающей ее социальной матрицей» [5]

 

 И именно это наблюдение и понимание происходящего, дает возможность изменить семейный сценарий при обнаружении его деструктивности. Данная работа, конечно более важна для взрослой подгруппы.

 

Группа, ведущий и анализант (в нашем случае - пара) образуют взаимозависимый гештальт, а аналитический инсайт сочетается с пониманием происходящего и нарративом (языком повествования истории). При этом, вербальные интервенции дирижера зависят от инсценировки бессознательного конфликта в группе и отмечают изменение, которое уже было сделано в интерактивном режиме группой, ее подгруппами и самим ведущим.

 

В такой ситуации, дирижер должен стать доступным для восприятия, активным, более видимым, идентифицируемым, как аналитик. А для совместного безопасного проживания процессов, происходящих в группе, способность дирижера к контейнированию и трансформации проекций участников группы бесспорна.

 

 

6 Заключение

 

 

   Опыт данного проекта показал, что группа, работающая методом группового анализа, отражая реальные события, которые происходят внутри каждой семейной системы участников, демонстрируя деструктивные паттерны поведения, устойчивые стереотипы, не позволяющие свободно развиваться как детям, так и делать самостоятельный выбор родителям, получила другой опыт взаимодействия в целом, что указывает на перспективы дальнейшего развития метода группового анализа не только среди взрослых, но и среди детей.

Группа дала возможность проработать страх «плохой матери»  и непонятного поведения ребенка, способствовала укреплению идентичности «хорошей матери внутри» и установлению доверия к себе и малышу. А возможность создания более надежной привязанности младенца к матери, создает условия для  дальнейшего  психического развития ребенка и его лучшей адаптации в социальных группах, что было отмечено самими родителями после окончания проекта. Принадлежность к группе усилила доверие всех участников процесса. А так как групповой анализ работает с более сложным представлением о бессознательном, чем индивидуальный, он  обеспечивает более объемное представление, как об основополагающей матрице, так и о личной.

Принадлежность к наилучшей матрице предполагает, что группа, предпринимает усилия для развития своей эффективности, что приводит к лучшему функционированию группы и дает возможность отказа от личных деструктивных матриц.

 

 

.

 

Литература

 

1 Берман Ави , Бергер М. «Матрица и ревери в супервизорских группах», ОГРА, Вестник группового анализа , первый выпуск, Спб, 2018

2 Бион У.Р. «Научение через опыт проживания», Когито-Центр, Москва, 2008

 

3 Боулби Д. "Привязанность", Гардарики, Москва, 2003

 

4 Боулби Д., Мэри Эйневорт, Тереза Бенедек и др."Психология привязанности",  ERGO, Москва, 2005

 

5 Вильке Г. "Искусство Группового Анализа в организациях. Использование интуитивного и эмперического знаний ", 2014

 

6 Винникот Д. "Маленькие дети и их матери", Класс , Москва. 2011

 

7 Винникот Д. " Игра в реальность", ИОИ, Москва, 2008

8 Гринсон Р.Р. «Техника и практика психоанализа», Когито-Центр, Москва, 2003

 

9 Кляйн М."Любовь, вина и репарация", Психоаналитические труды, 2 том,  ИД ERGO, Ижевск, 2007

10 Кляйн М «Детский психоанализ» . ИОИ, Москва, 2016

 

11 Кохут Х.»Анализ самости» Когнито-Центр , Москва, 2003

 

12 Луис Р. Ормонт «Групповая психотерапия: от теории к практике ч.1, 2 Санкт-Петербург, 1988 .

13 Томас Г. Огден «Мечты и интерпретации», Класс, Москва, 2001

 

14 Шамов В. «Общая теория систем и синергетика в групповом анализе» Вестник психоанализа, СПб, 2010

15 Фоулкс З. Избранные труды: «Психоанализ и групповой анализ», 1990

16 Фрейд З. «Введение в психоанализ», Лекции 1-15, Алетейя, СПб, 1999

17 Ялом И. «Теория и практика групповой психотерапии» СПб , 2000

18  Foulkes S.H. Therapeutic Croup Analysis , Karnac,London, 1964.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: bugrova (12.02.2019)
Просмотров: 305 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Друзья сайта

Поиск

Категории раздела

Мои статьи [142]