ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ЗАБОЛЕВАНИЙ У ПОДРОСТКОВ
Бруннер Евгений Юрьевич Богомолов Евгений Николаевич РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)
Постановка и актуальность проблемы. Определение
психосоматиче-ских расстройств (ПР) было впервые дано психоаналитиками.
Так еще в 1943 году Л. Холлидей отмечал, что ПР следует считать такие
расстройства, при-рода которых может быть понята только из установления
несомненного влияния эмоционального фактора на физическое состояние [1,
С. 33]. Для анализа состояния проблемы определения дефиниции
«психосома-тическое расстройство», нами была составлена интеллект–карта
уже сущест-вующих определений [3, 10, 11]. В результате такой формы
контент-анализа, нами была составлена итоговая интеллект–карта
определения рассматривае-мого понятия (рис. 1).
Рис. 1. Итоговая интеллект-карта определения понятия «ПР»
Таким образом, основываясь интеллект-карте, представленной на Рис. 1,
можно заключить, что психосоматические расстройства – это
рас-стройства, возникающие как вариант компенсации патологического
измене-ния негативных эмоциональных состояний, проявляющиеся в виде
психиче-ских, соматических, вегетативных нарушений систем органов и
обостряю-щихся под влиянием внутренних и внешних факторов, таких как,
например, социальные, микросоциальные, физиологические или
психологические. Классифицируя ПР, некоторые исследователи, такие как
А. Б. Смуле-вич, Ю. Ф. Антропов, Ф. Александер разделяли их на
психогенные, психофи-зиологические и соматопсихические психосоматические
категории. Сущест-вует также классификации на основе выраженности
расстройства (большие и малые), его структуры (соматоформные реакции,
нозогнезии, соматогении), либо локализации (органные, системные) [3; 10;
12, 13], что позволяет более чётко их дифференцировать. Причины
психосоматических нарушений делят на внешние – экзогенные и внутренние –
эндогенные. К экзогенным болезне-творным агентам относят инфекции,
интоксикации, травматические повреж-дения мозга, церебральные опухоли,
психогении, соматогении. Эндогенные причины связаны с наследственностью,
конституциональными особенностя-ми человека, возрастными сдвигами
[10,14]. Психосоматические симптомы и синдромы у подростков
представляют собой характерную форму проявления психической патологии
связанной с возрастными особенностями реагирования [8, С. 37]. В
подростковом возрасте возникновение негативных реакций более частое, в
соматическом оформлении – более выразительное. Собственные
от-рицательные эмоциональные реакции у некоторых подростков могут
прояв-ляться в виде напряженности, тревоги, непоседливости, страшных
снов, не-которых дурных привычек, в различных стереотипиях, трудностях
разговор-ной речи, отсутствии аппетита, инфантильном поведении,
истерических при-падках [3, С. 35]. На этом фоне подростковые кризисы
являются одним из важных факторов, приводящих к развитию ПР [9 С. 89]. Для
преодоления ПР существует целый ряд методов, общими задачами которых
являются: всестороннее изучение личности; выявление механизмов,
способствующих их возникновению; достижение у человека осознания и
по-нимания связей между его состояниями их психосоматическими
проявле-ниями; коррекция реакций и форм поведения, приводящих к ПР [6].
Дости-жение поставленных задач осуществляется методами индивидуальной и
групповой психотерапии и коррекции, а в некоторых случаях показано
соче-тание медикаментозного лечения с психотерапией. В последние годы
достаточно много подростков с ПР обращается за помощью к психологам.
Однако, в силу междисциплинарного характера про-блемы, медицинская
подготовка психологов бывает недостаточна. Поэтому, очевидна
необходимость более детального изучения вопроса ПР. Психоген-ная природа
аффективных нарушений, лежащих в основе большинства ПР, подчас не
воспринимается с должным вниманием родителями подростка, что
обусловливает несвоевременное обращении к специалисту и неблагоприят-ный
прогноз этих расстройств. Известно, что встречаемость ПР в Украине
превышает таковую в Европе более чем в два раза. При этом их
распростра-ненность среди украинцев в разных регионах варьирует от 15 до
60%. Име-ются данные о том, что от 80 до 90% населения мегаполисов
предрасположе-но к этому недугу [2; 5; 7]. Профилактика ПР приводит к
выигрышной стра-тегии в экономическом, социальном и психологическом
планах, в этой связи, работа по исследованию ПР является актуальной. Предметом
исследования стали условия и факторы, приводящие к ПР в подростковом
возрасте, объектом – ПР у подростков, проживающих на территории г. Ялты.
В связи с этим целью и задачей настоящей работы стали установление
видов ПР, степени их выраженности у подростков ял-тинского региона, и на
основании полученных данных разработка коррекци-онно–профилактической
программы. Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что у
ряда подростков ялтинского региона существу-ют определённые
специфические факторы дезадаптации, которые приводят к возникновению ПР. Методика проведения исследования. С
целью проведения психодиагностического исследования, нами были
использованы такие методики как «шкала депрессии Бека (BDI)» [10],
«Ме-тод цветовых выборов» (МЦВ) [14] и «Сокращённый многофакторный
оп-росник личности» (СМОЛ) [15]. Статистическая обработка показателей,
по-лученных в результате обследования осуществлялась нами с помощью
таб-личного процессора Microsoft Excel и пакета «STATISTICA 8.0».
Корреляцию между рассматриваемыми выборками оценивали при Р<0.05. В исследовании приняли участие ученики 9х классов, в количестве 71 человек со средним возрастом 14,3±1,1 лет. Результаты исследования и их обсуждение Результаты, полученные по методике СМОЛ представлены на рис.2
Рис
2 Профиль средних показателей по шкалам методики СМОЛ, по оси ординат –
средние значения, для 71 учащегося, в Т-баллах, по оси абсцисс –
обозначения шкал по методике СМОЛ [15].
Как видно из представленных на рис. 2 показателей средние значения показателей теста лежат в пределах нормативного разброса. Подробнее
средние значения показателей теста по шкалам: шкала лжи (L) 50±10,26
баллов, шкала достоверности (F) 57±10,77 баллов, шкала кор-рекции (К)
44±7,87 баллов, ипохондрия (1) 46±8,20 баллов, депрессия (2) 43±8,90
балла, истерия (3) 46±11,23 баллов, психопатия (4) 47±13,16 баллов,
паранойяльность (6) 57±12,03 баллов, психастения (7) 41±11,97 балл,
шизо-идность (8) 52±11,64 балла, гипомания (9) 60±9,72 баллов. На
следующем этапе исследования с целью выявления «группы риска» на предмет
психосоматических проявлений была составлена частотограмма по шкале
«депрессии» методики СМОЛ, приведенная на рис. 3
Рис.
3 Частотограмма по шкале «депрессии» методики СМОЛ у 71 уча-щегося
девятых классов. По оси ординат – количество человек по оси абс-цисс –
Т-баллы.
Значения показатели «депрессия», приведенные на рис. 3
свидетельст-вуют о том, что 20 человек (28%) не имеют соматических
проявлений де-прессии, 38(54%) – относятся к группе с показателями
соматических прояв-лений депрессии находящимися в пределах нормы, и 13
(18%) – являются подростками, входящими в «группу риска» проявления ПР. В
дальнейшем показатели тестов учащихся, находящихся в группе рис-ка,
были подвергнуты анализу на предмет особенностей их состояний и свойств
личности. Показатели, полученные по методике СМОЛ[15] представлены на рис.4
Рис 4 Профиль средних показателей по шкалам методики СМОЛ 13 учащихся «группы риска». Обозначения как на Рис. 2.
Как видно из данных представленных на рис. 4 средние значения
пока-зателей теста лежат в пределах нормативного разброса, это
свидетельствуют о том, что: По шкале ипохондрии (1) – испытуемые имеют
мотивационную направленность личности на соответствие нормативным
критериям как в со-циальном окружении, так и сфере физиологических
функций своего орга-низма. Они сдержаны, контролируют агрессивность,
ориентированы на пра-вила инструкции, инертны в принятии решений. По
шкале депрессии (2) – им свойственна склонность к раздумьям, глубина
переживаний, скептицизм, не-которая неуверенность в себе, в своих
возможностях. По шкале истерии (3) – им характерна яркость эмоциональных
проявлений при некоторой поверхно-стности переживаний, неустойчивость
самооценки, на которую значительное влияние оказывает значимое
окружение. По шкале психопатии (4) – отмеча-ется активная личностная
позиция, уверенность и быстрота в принятии ре-шений. По шкале
паранойяльности (6) – выявлена устойчивость интересов, упорство в
отстаивании собственного мнения, активность, практичность, склонность к
конкретике. По шкале психастении (7) – неуверенность в себе и
стабильности ситуации, высокая чувствительность и подвластность
средо-вым воздействиям, зависимость от мнения большинства,
ответственность. По шкале шизоидности (8) – обособленно – созерцательную
жизненную пози-цию, целостный стиль восприятия. По шкале гипомании (9) –
высокую моти-вацию достижения, высокий уровень жизнелюбия, позитивную
самооценку Применение методики BDI позволило нам установить что
средненор-мативные показатели по «когнитивно-аффективной субшкале» (C–A)
у под-ростков группы риска составили 3,01±1,36, «субшкале соматических
прояв-лений депрессии» (S–P) – 2,43±1,25, и уровня выраженности
депрессии –5,46±2,75 баллов. Применение теста МЦВ показало, что
среднестатистиче-ский уровень тревоги у подростков группы риска составил
2,04±1,27.
Рис.
5 Кластерограмма взаимосвязей между показателями, полу-ченными по
методикам СМОЛ, МЦВ, Шкала депрессии Бека у 13 уча-щихся «группы риска»
По оси абсцисс – кластерный вес в усл. ед.. По оси ординат – показатели
тестов, СМОЛ, BDI (Bek_C-A, Bek_S-P и Bek_Summ – уровень выраженности
депрессии, МЦВ (Lush_Trevoga – уровень выражен-ности тревоги).
Анализируя кластерограмму (рис. 5), можно отметить, что шкала
«де-прессии» (2) формируется под влиянием показателей шкал «ипохондрии»
(1) и «истерии» (3), и в сочетании с ними оказывает влияние на
формирование показателей шкалы «психастении» (7). Показатели субшкалы
соматических проявлений депрессии (S–P) и показатели по когнитивно –
аффективной субшкале (C–A) оказывают влияние на формирование шкалы
«уровня тре-вожности». Шкала «уровня тревожности» оказывает влияние на
шкалу «уровня выраженности депрессии». С целью детализации полученной
информации, нами был проведен корреляционный анализ, который позволил
выявить прямо пропорциональ-ную связь, с коэффициентом корреляции
(r=0,61) между показателем суб-шкалы S–P, и показателем шкалы
«депрессии» (2). Это позволяет нам пред-положить, что чем более высокий
уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и
пессимистической оценки своих пер-спектив, чем более выражены:
склонность к раздумьям, инертность в приня-тии решений, аналитический
склад ума, скептицизм, самокритичность, не-уверенность в себе и своих
возможностях, тем более выраженными будут проявления психосоматического
происхождения. Прямо пропорциональная связь, с коэффициентом корреляции,
между показателями шкалы «уровня выраженности депрессии» и S–P (r=0,77)
по методике BDI, может означать, что чем выше выраженность депрессии,
тем более выраженными будут про-явления психосоматического характера, и
наоборот. Учитывая данные эмпирической части исследования, а также
основы-ваясь на сведениях других авторов нами был разработан комплексная
про-грамма психокоррекционных занятий для работы с психосоматическими
рас-стройствами у подростков. Цель программы: коррекция ПР. Задачи
програм-мы: снятие эмоционального напряжения, обучение методам
релаксации, пре-одоление страхов и психотравмирующих ситуаций. Программу
можно реали-зовывать как в группе, так и индивидуально. Краткое
содержание программы представлено в Таблице 1.
Таблица 1.
Программа коррекции и профилактики ПР у подростков.
№
|
Цели и задачи
|
Форма занятия
|
1
|
Диагностика ПР
|
Психодиагностика
|
2
|
Снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат.
|
Арт-терапия, релаксационные упражнения.
|
3
|
Общение, получения расслабления, улучшение самооценки, преодоление страхов и психотравмирующих ситуаций.
|
Арт-терапия, релаксационные упражнения.
|
4
|
Помощь
своему организму справляться с проблемами силой внутренних ресурсов,
открытие целительного потенциала собственного организма.
|
Методы «цветок», «мой луг», «место, где мне хорошо»,
|
5
|
Раскрепощение,
снятие телесных зажимов, формирование умения работать в группе,
формирование умения работать в группе, помощь членам группы лучше
взаимодействовать друг с другом, снятие напряжения в общении.
|
Упражнения: «Составление букета цветов»,
«Дружеская рука», «Узкий мост».
|
6
|
Формирование
понятия «конфликт». Выявление особенностей поведения в конфликтных
ситуациях. Обучение способам выхода из конфликтных ситуаций
|
Упражнения: «Разные люди», «Толчки без слов», «Обучение выходу из конфликта».
|
7
|
Адаптация к условиям жизни через этап игры в ситуациях, которые актуальны для испытуемых.
|
Метод игровой психотерапии
|
8
|
Сформировать
понятие о значимости собственного «Я». Подвести участников к пониманию
необходимости жить в согласии с собой и другими.
|
Упражнения: «Испорченный телефон», «Пойми меня», «Рефлексия».
|
9
|
Самостоятельное
снятие эмоционального напряжения, предотвращение возможного стресса,
снятие переутомления восстановление нарушенных функций организма.
|
Серия релаксационных тренингов.
|
10
|
Контроль эффективности программы (Повторная диагностика)
|
Психодиагностика
|
Главный принцип программы коррекции состоит в целенаправленном,
систематическом и последовательном создании условий для формирования
хорошего психологического тонуса, преодоления страхов и
психотравми-рующих ситуаций, обучения способам самостоятельного снятия
эмоциональ-ного напряжения, и выхода из конфликтных ситуаций. Используемые
методики имеют игровой характер и базируются на усо-вершенствованной
модели коммуникации и поведения, ее оптимизации в со-циальной микро– и
макросредах, что позволяет человеку легче преодолеть конфликты, а также
отрицательные эндо– и экзогенные негативные факторы. Каждое занятие
(за исключением первого и последнего) имеет сле-дующую структуру: 1.
Разогрев; 2. Основная часть;3. Завершающая часть; 4. Обсуждение
результатов занятия. Продолжительность занятий приблизи-тельно составит
один час двадцать минут. Выводы. Таким образом,
среди учащихся девятых классов есть ряд подростков подверженные
хроническому психоэмоциональному стрессу на фоне возрас-тной
гормональной перестройки, однако, при этом уровень ряда показателей в их
психостатусе может оставаться в норме, благодаря компенсаторным
ме-ханизмам. Нами установлено, что уровень проявления психосоматических
расстройств зависит, в первую очередь, от уровня проявления депрессии.
По-лученные в ходе исследования показатели позволили нам составить
комплекс психокоррекционных занятий для работы с психосоматическими
расстрой-ствами у подростков. Комплекс состоит из десяти занятий,
основными фор-мами проведения которых являются арт-терапия,
игровая-терапия, саморегу-ляция и релаксация. В последующих работах нами
будут представлены дан-ные об эффективности представленной
коррекционной программы.
Список использованных источников 1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и примене-ние / Александер Ф. – М.: Ин–т ОГИ, 2004. – 336 с. 2. Александров Ю. А. Пограничные психические расстройства / Александ-ров Ю. А. – М.: Медицина, 1993. – 237 с. 3. Антропов Ю. Ф. Психосоматические расстройства / Антропов Ю. Ф. – М.: Наука, 2001. – 58 с. 4. Брокгауз Ф. А. Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрона – М.: Терра, 2001. –726 с. 5. Бройтигам В. Психосоматическая медицина / В. Бройтигам, П. Кристиан. – М.: Гэотар Медицина, 1999. – 376 с. 6.
Бочанова Е. В. Психосоматические заболевания: полный справочник /
[Бочанова Е. В.; под ред. Ю. Ю. Елисеева]. – М.: Эксмо, 2003. – 605 с. 7. Гельдер М. Оксфордское руководство по психиатрии / Гельдер М. – К.: Сфера, 1997 – 435 с. 8.
Дэвид Д. Большой толковый социологический словарь / Д. Дэвид, Дж.
Джери. [пер. с англ. Н. Н. Марчук]. – М.: Вече, АСТ, 1999. – 1072 с. 9. Елисеев Ю. Ю. Психосоматические заболевания. Полный справочник / Елисеев Ю. Ю. – М.: ACT, 2008. – 217 с. 10.
Малкина–Пых И. Г. Экстремальные ситуации / Малкина–Пых И. Г. – М.:
Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога) 11.
Петрюк П. Т., Якущенко И. А. Психосоматические расстройства: вопро-сы
дефиниции и классификации // Вестник Ассоциации психиатров Ук-раины / П.
Т. Петрюк, И. А. Якущенко. — 2003. — № 3–4. – 140 с. 12. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах.– СПб.: Питер, 2006. – 1096 с под редакцией 13.
Смулевич А. Б. Пограничная психическая патология в общемедицинской
практике / Смулевич А. Б. – М.: Русский врач, 2000. – 160 с.. 14.
Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов – модификация восьмицветового теста
Люшера: [практич. рук-во] / Собчик Л. Н. – СПб.: Речь, 2002. – 112с. 15.
Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследова-ния
личности (СМИЛ): [методич. руко-во] / Собчик Л. Н. – СПб.: Речь, 2002. –
219с. 16. Хоментаускас, Г. Т. Использование детского рисунка для
исследования внутрисемейных отношений / Хоментаускас Г. Т. – М.: Наука,
1986. – 170 с.
Резюме. Работа
посвящена актуальной проблеме — психосоматическим рас-стройствам у
подростков, затрагивает психологические аспекты причин воз-никновения и
коррекции психосоматических расстройств у подростков. Ус-тановлено, что
уровень проявления психосоматических расстройств зависит, в первую
очередь, от уровня проявления депрессии. Ключевые слова: психосоматика, расстройство, заболевание, подро-стковый возраст, психокоррекция
Резюме. Робота
присвячена актуальній проблемі - психосоматичних розладами у підлітків,
стаття зачіпає психологічні аспекти причин виник-нення і корекції
психосоматичних розладів у підлітків. Встановлено, що рівень про-яви
психосоматичних розладів залежить, в першу чергу, від рівня прояви
депресії. Ключові слова: психосоматика, розлад, захворювання, підлітковий вік, корекція
Summary. This
article is devoted to an actual problem — to psychosomati-cal
frustration at teenagers. Article mentions the low-studied psychological
aspects of the reasons of emergence of psychosomatic frustration at
teenagers. It is estab-lished that level of display of psychosomatic
frustration depends, first of all, on level of display of depression. Keywords: psychosomatics, frustration, disease, teenage age
|