«Ведь главная задача
культуры, настоящая
причина
ее существование в
том и
состоит, чтобы защитить нас
от природы»
З.Фрейд «Будущее
одной иллюзии"
Взаимосвязь человека и камня имеют свою длительную
совместную историю в веках, проявленную в культуре, искусстве, науке,
основанную, как на эмпирическом опыте, так и на архаическом мышлении,
анимистических истоках веры и символических представлениях бессознательного,
носящего как индивидуальный, так и коллективный опыт.
С психологической точки зрения символические
представления имеют в бессознательном постоянное значение, не связанное со
временем и пространством. Культура делает нас похожими друг на друга. Благодаря
ей устанавливается связь времен, поколений, пространств. Роль камня, как
носителя определенной части традиции непосредственно связана с культурой того
или иного этноса, региона, государства, народа. В Индии мы встречаем легенды,
мифы, рассказы о рубинах и сапфирах; в Китае традиции чаще связывают легенды с
нефритом и жадеитом; в Сирии популярна бирюза; в России – бечета (гранат),
алатырь (янтарь), жемчуг, смарагд (изумруд) и др.
Живя в одной
культуре, мы живем в одном измерении, но культура делает нас и разными. Бытие
человека – всегда проживание в определенной культуре, которое осуществляется в
конкретной, исторической, социальной ситуации. Социальная ситуация в нашей стране
отличается острыми, исключительными, непредсказуемыми изменениями, которые влияют
на психику как отдельного индивида так и общества в целом. При этом нас
отличают эксквизитные ситуации (от анг. – сильный, острый). В кругообороте
событий причины и следствия часто меняются местами и ситуации являются
сочетаниями внешних личностных факторов. От личности требуется терпимость к
экзистенциальным переживаниям, которые часто воспринимаются как психический
дискомфорт, оцениваемый индивидом, как душевный кризис Подобные психические
переживания приводят к стрессам, отчаянию, депрессии, соматизации. Состояние
тревожности нагнетается. Эксквизитность вступает в конфликт с «волей к жизни»
(А.Шопенгауэр), который требует разрешения.
Решение
проблемы состоит в новых способах адаптации, новых путях взаимодействия с
реальностью для сохранения психического и соматического равновесия. С этой
позиции, феномен приверженности человека к камню можно рассматривать: и как
один из способов информационного программирования; и как метод терапии
будущего; и как способ психологической защиты, обеспечивающий снижение
тревожности и разрядку внутриличностного конфликта; и как способ сохранения
самости (понятие Кохута).
Конфликт,
кризис, стресс, проблема воспринимается как угроза личному благополучию, целостности
«Я – концепция». Чем нетолерантнее культура к эксквизитам, тем больше
вероятности психозащитного выбора проживания индивидом сложной ситуации. В эпоху
глобальных социальных и экологических кризисов проблема индивидуальной адаптации стоит еще острее. Психический
аппарат человека пытается защититься, отгородиться или спрятаться от подобных
ситуаций, или же снять напряжение, дискомфорт. Определяющим моментом здесь
является психологическая защита, которая в настоящее время используется в
арсенале средств литотерапии. Психологическая защита выступает как
«регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или
сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознание конфликта» (Cловарь практического
психолога – состав. Головин С.Ю.).
Сталкиваясь с силами собственной природы человек и
сейчас, как во времена З.Фрейда вынужден решать одни и те же проблемы: «Перед
нами стихии, которые как будто насмешничают над любым принуждением со стороны
человека: земля, которая сотрясается, разверзается, погребает и человека, и все
его творения; вода, мятежно заливающая и затапливающая все кругом; буря все
сметающая; болезни, которые мы лишь с недавних пор опознали, как нападения
других живых существ; и, наконец, мучительная загадка смерти, от которой до сих
пор еще не найдено никакого зелья, да, вероятно никогда и не найдется. Могучая
природа, жестокая, неумолимая, встает против нас этими силами и снова наглядно
показывает нам нашу слабость и беспомощность, от которой мы думаем спастись
культурной деятельностью». И сейчас, также как и много веков назад,
человек в поиске помощи и защиты, вновь и вновь обращается к силам
природы, одним из элементов которой является мир камней.
В магическую
силу своих перстней верили английский король Иоанн Безземельный, русский царь
Иван Грозный, шотландская королева Мария Стюарт. Мифы о камнях рождаются и в
наши дни: «Однажды я подумала «А что, если заняться в дольмене сексом и зачать
ребенка?» Сказала мужу, и он согласился. Ночью мы сквозь круглое отверстие
забрались внутрь гробницы. На каменные плиты положили циновку. Ничего похожего
по накалу чувств я не испытывала и не знала, что такое бывает. Невидимые
вибрации внутри каменных стен усиливали все ощущения во много раз. Я пережила
неземные оргазмы!» - Взор Кати, последовательницы одного из многочисленных
культов, обожествляющих дольмены, восторженно пылает. Мы – я, Катя и ее муж
Андрей - находимся у группы этих древних мегалитов. В часе езды от знаменитого
курорта Геленджик…» (газета «Аргументы и факты» № 46, 2003г.).