ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Рудакова Ольга Александровна
Постановка проблеми.
В Украине, как и во многих развитых странах, семья как социокультурный
институт переживает глубокие изменения (снижение числа браков, падение
рождаемости, уменьшение детности семей, рост числа разводов,
формирование семей раздельно живущих супругов, повышение числа
незарегистрированных браков и доли внебрачных рождений) обусловливающих
увеличение количества неполных семей. Преобладающим типом семьи
сегодняшней Украины остается супружеская пара с одним, реже с двумя и
более детьми. Другой, весьма распространенный тип составляют так
называемые неполные семьи [5, 23; 8, 4]. Изучением вопроса о неполных
семьях занимались многие ученые педагоги, такие как М. И. Буянов, А. И.
Захаров, Е. К. Яковлева, Б. Н. Алмазов и др., так и психологи: Н. Н.
Крыгина, А. Е. Личко, В. Я. Титаренко, А. В. Петровский, Е. О. Смирнова,
Э. Г. Эйдемиллером, В. М. Целуйко, Е. Т. Соколова, А. Балинский, Б.
Берельсон, Г. Стейнер, Р. А. Зачепицкий, В. Н. Мясищев, С. Г. Файнберг, и
др [5, 6, 8]. Анализ работ, выше указанных авторов, позволил нам
заключить, что неполная семья – это группа ближайших родственников,
состоящая из одного родителя (при этом оба родителя могут быть живы,
например развод) с одним или несколькими несовершеннолетними детьми или,
где нет ни одного из родителей ребенок (дети) проживает с бабушкой,
дедушкой и другими родственниками. На наш взгляд, системный семейный
подход в работе с детьми из не полных семей является одним из наиболее
перспективных и экономически целесообразных направлений психотерапии.
Это связано с широкими показаниями к назначению этого метода нуждающимся
семьям и отсутствием противопоказаний, с быстрым наступлением
терапевтического эффекта (этот подход относят к краткосрочным формам
психотерапии) и стойкостью результата. Это связано с тем, что системный
семейный подход обладает рядом особенностей, которые привносят с собой
новый взгляд и новые возможности. В прошлом столетии, и на
современном этапе, вопрос о системной семейной терапии при работе с
детьми из неполных семей приобрел чрезвычайно многосторонний характер.
Изучением данного рода психологической терапии занимались многие ученые
психологи и психотерапевты, такие как: Х. Вайнер, Дж. Чеккин, К. Маданес
Ф. Каслоу, Т. фон дер Рекке, М. Боуэна, К. Бейкер, П. Тительман, Г.
Кламмер, И. Хинш, Б. Хеллингер, Г. Вебер, А. В. Черников и др. Однако,
не смотря на достаточную разработанность проблем системной терапии,
актуальным на сегодняшний день остается вопрос о возможности и
эффективности применения системной семейной терапии в работе с детьми из
неполных семей, что и обусловило выбор нами темы настоящей работы. В
связи с этим целью и задачей нашей работы стало изучение вопроса о применении системной семейной терапии при работе с детьми из не полных семей. Предметом настоящей стало применение системной семейной терапии по Берту Хеллингеру в работе с детьми из не полных семей, а объектом - дети, воспитывающиеся в не полных семьях. В
настоящем исследовании нами был выбран метод системных расстановок по
Б. Хеллингеру, как феноменологический подход в психотерапии, по которому
проведение системных расстановок с клиентом включает следующие этапы
работы: формирование запроса, заключение контракта с клиентом, выбор
фигур-заместителей участников расстановки, расстановка заместителей в
пространстве, проверка терапевтом гипотезы, высказывания зрителей и
бывших заместителей о своих чувствах, эмоциях и ощущениях [1, 15, 2-11;
9]. В настоящей работе представлен анализ полученных данных, в ходе
психотерапевтической работы с клиентом у ребенка из неполной семьи по
заявленной им теме: «Влияния развода родителей на построение отношений с
партером», что показал, насколько велика роль каждого члена семьи в
системе. В обеих терапевтических работах мы наблюдали сложности во
взаимоотношении ребенка (клиента) с родителями. Это проявлялось в виде
конфликта между клиентом и одним из родителей или не принятие клиентом
отца. В обеих работах ситуация с родителями приводила к нарушению во
взаимоотношении с партнером (молодым человеком), что приводит к
невозможности создания длительных отношений, а впоследствии, к
отсутствию собственной семьи. Дети, включенные в данного рода семейные
процессы, нередко остаются с одним из родителей (в большинстве случаев с
матерью) до конца его жизни. Использование нами в исследовательской
работе технику системной расстановки по методу Б. Хеллингера показало ее
высокую эффективность: в обеих клиентских работах наступил момент
инсайта о причинах и следствиях нарушения порядков в их семейной системе
и появлению ресурса для изменения поведенческого паттерна в отношении к
родителям и партнеру. Выводы. Таким образом, можно заключить, что
системный семейный подход в работе с детьми из неполных семей, является
одним из наиболее перспективных и экономически целесообразных
направлений психотерапии. Это связано с быстрым наступлением
терапевтического эффекта и стойкостью результата, а также с тем, что
системный семейный подход обладает рядом особенностей, которые привносят
с собой новый взгляд и новые возможности. Резюме: В
данной работе нами был проведен теоретический анализ источников по
заявленной теме, а также раскрыт анализ психотерапевтических работ с
клиентами воспитывающимися в неполных семьях. Ключевые слова: системная терапия, неполная семья, психотерапия.
Список использованных источников 1.Варга
А. Я. Системная семейная психотерапия. [основные направления
современной психотерапии.] / Варга А. Я. - М.: Когито-Центр, 2000. – 457
с. 2.Варга А. Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна / Варга А.Я.,
Хамитова И. Ю. // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005.
– № 4. С. 56-61. 3.Григорьева Е. Воспитание детей в неполной семье. / Григорьева Е. - М.: 1985. – 35 с. 4.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. / Личко А.Е. – Л.: 1983. – 256 с. 5.Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. / Соколова Е. Т. – М.: 1989. – С. 192-201 6.Титаренко В. Я. Семья и формирование личности / Титаренко В. Я. М.: 1987. – 210 с. 7.Целуйко В. М. Неполная семья. / Целуйко В. М. — Волгоград.: 2000. – 256 c. 8.Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. / Целуйко В. М. — М.: Владос, 2003. – 368 c. 9.Хеллингер
Б. порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и
противоречий. / Хеллингер Б. — М.: Изд-Института Психотерапии, 2003. –
400 c..
|