ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ. ГРУППАНАЛИЗ.

Суббота, 23.09.2017, 12:24

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Рудакова Ольга ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Рудакова Ольга Александровна



Постановка проблеми. В Украине, как и во многих развитых странах, семья как социокультурный институт переживает глубокие изменения (снижение числа браков, падение рождаемости, уменьшение детности семей, рост числа разводов, формирование семей раздельно живущих супругов, повышение числа незарегистрированных браков и доли внебрачных рождений) обусловливающих увеличение количества неполных семей. Преобладающим типом семьи сегодняшней Украины остается супружеская пара с одним, реже с двумя и более детьми. Другой, весьма распространенный тип составляют так называемые неполные семьи [5, 23; 8, 4].
Изучением вопроса о неполных семьях занимались многие ученые педагоги, такие как М. И. Буянов, А. И. Захаров, Е. К. Яковлева, Б. Н. Алмазов и др., так и психологи: Н. Н. Крыгина, А. Е. Личко, В. Я. Титаренко, А. В. Петровский, Е. О. Смирнова, Э. Г. Эйдемиллером, В. М. Целуйко, Е. Т. Соколова, А. Балинский, Б. Берельсон, Г. Стейнер, Р. А. Зачепицкий, В. Н. Мясищев, С. Г. Файнберг, и др [5, 6, 8].
Анализ работ, выше указанных авторов, позволил нам заключить, что неполная семья – это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя (при этом оба родителя могут быть живы, например развод) с одним или несколькими несовершеннолетними детьми или, где нет ни одного из родителей ребенок (дети) проживает с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.
На наш взгляд, системный семейный подход в работе с детьми из не полных семей является одним из наиболее перспективных и экономически целесообразных направлений психотерапии. Это связано с широкими показаниями к назначению этого метода нуждающимся семьям и отсутствием противопоказаний, с быстрым наступлением терапевтического эффекта (этот подход относят к краткосрочным формам психотерапии) и стойкостью результата. Это связано с тем, что системный семейный подход обладает рядом особенностей, которые привносят с собой новый взгляд и новые возможности.
В прошлом столетии, и на современном этапе, вопрос о системной семейной терапии при работе с детьми из неполных семей приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Изучением данного рода психологической терапии занимались многие ученые психологи и психотерапевты, такие как: Х. Вайнер, Дж. Чеккин, К. Маданес Ф. Каслоу, Т. фон дер Рекке, М. Боуэна, К. Бейкер, П. Тительман, Г. Кламмер, И. Хинш, Б. Хеллингер, Г. Вебер, А. В. Черников и др.
Однако, не смотря на достаточную разработанность проблем системной терапии, актуальным на сегодняшний день остается вопрос о возможности и эффективности применения системной семейной терапии в работе с детьми из неполных семей, что и обусловило выбор нами темы настоящей работы. В связи с этим целью и задачей нашей работы стало изучение вопроса о применении системной семейной терапии при работе с детьми из не полных семей. Предметом настоящей стало применение системной семейной терапии по Берту Хеллингеру в работе с детьми из не полных семей, а объектом - дети, воспитывающиеся в не полных семьях.
В настоящем исследовании нами был выбран метод системных расстановок по Б. Хеллингеру, как феноменологический подход в психотерапии, по которому проведение системных расстановок с клиентом включает следующие этапы работы: формирование запроса, заключение контракта с клиентом, выбор фигур-заместителей участников расстановки, расстановка заместителей в пространстве, проверка терапевтом гипотезы, высказывания зрителей и бывших заместителей о своих чувствах, эмоциях и ощущениях [1, 15, 2-11; 9].
В настоящей работе представлен анализ полученных данных, в ходе психотерапевтической работы с клиентом у ребенка из неполной семьи по заявленной им теме: «Влияния развода родителей на построение отношений с партером», что показал, насколько велика роль каждого члена семьи в системе.
В обеих терапевтических работах мы наблюдали сложности во взаимоотношении ребенка (клиента) с родителями. Это проявлялось в виде конфликта между клиентом и одним из родителей или не принятие клиентом отца. В обеих работах ситуация с родителями приводила к нарушению во взаимоотношении с партнером (молодым человеком), что приводит к невозможности создания длительных отношений, а впоследствии, к отсутствию собственной семьи. Дети, включенные в данного рода семейные процессы, нередко остаются с одним из родителей (в большинстве случаев с матерью) до конца его жизни.
Использование нами в исследовательской работе технику системной расстановки по методу Б. Хеллингера показало ее высокую эффективность: в обеих клиентских работах наступил момент инсайта о причинах и следствиях нарушения порядков в их семейной системе и появлению ресурса для изменения поведенческого паттерна в отношении к родителям и партнеру.
Выводы. Таким образом, можно заключить, что системный семейный подход в работе с детьми из неполных семей, является одним из наиболее перспективных и экономически целесообразных направлений психотерапии. Это связано с быстрым наступлением терапевтического эффекта и стойкостью результата, а также с тем, что системный семейный подход обладает рядом особенностей, которые привносят с собой новый взгляд и новые возможности.
Резюме: В данной работе нами был проведен теоретический анализ источников по заявленной теме, а также раскрыт анализ психотерапевтических работ с клиентами воспитывающимися в неполных семьях.
Ключевые слова: системная терапия, неполная семья, психотерапия.

Список использованных источников

1.Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. [основные направления современной психотерапии.] / Варга А. Я. - М.: Когито-Центр, 2000. – 457 с.
2.Варга А. Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна / Варга А.Я., Хамитова И. Ю. // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005. – № 4. С. 56-61.
3.Григорьева Е. Воспитание детей в неполной семье. / Григорьева Е. - М.: 1985. – 35 с.
4.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. / Личко А.Е. – Л.: 1983. – 256 с.
5.Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. / Соколова Е. Т. – М.: 1989. – С. 192-201
6.Титаренко В. Я. Семья и формирование личности / Титаренко В. Я. М.: 1987. – 210 с.
7.Целуйко В. М. Неполная семья. / Целуйко В. М. — Волгоград.: 2000. – 256 c.
8.Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. / Целуйко В. М. — М.: Владос, 2003. – 368 c.
9.Хеллингер Б. порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. / Хеллингер Б. — М.: Изд-Института Психотерапии, 2003. – 400 c..

Категория: Мои статьи | Добавил: bugrova (26.11.2013)
Просмотров: 474 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Друзья сайта

Поиск

Категории раздела

Мои статьи [137]