ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ. ГРУППАНАЛИЗ.

Суббота, 23.09.2017, 12:24

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Натан Шварц-Салант Нарциссизм и трансформация личности



НЕПРОНИЦАЕМОСТЬ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ



Когда вы находитесь в присутствии личности, страдающей нарциссическим расстройством, вас не покидает ощущение, что этот человек старается держаться от вас подальше или как-то защититься(сохраняет дистанцию). Часто это сопровождается телесным напряжением и стесненностью. Среди характерных черт нарциссической личности преобладает крайнее самомнение, поэтому все, что бы ни говорил его собеседник, нарциссическая личность немедленно обращает в историю, фантазию или идею о самом себе.

Собеседник при этом чувствует себя лишь неким стимулом, необходимым для того, чтобы нарциссическая личность получала такие ответы, которые исключали любую возможность полноценного диалога.



ОТВЕРЖЕНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ



Общеизвестен факт, что все интерпретации, которые предлагаются нарциссической личности, искажаются или оказывают на нее очень слабое воздействие. Если же аналитик старается расширить самосознание пациента, интерпретируя его сновидения или другой психический материал в свете семейных или стоящих перед пациентом жизненных проблем, то интерпретации могут:

1) быть полностью проигнорированы или отвергнуты;

2) приниматься с энтузиазмом только для того, чтобы к следующей сессии бесследно исчезнуть;

3) приниматься и выборочно изменяться с тем, чтобы подкреплять заранее выбранную пациентом идею относительно своей личности.

В каждом случае результат оказывается одинаковым: интерпретации становятся бесполезными или даже пагубными.

Таким образом, интерпретации, которые идут по символическим нитям и указывают на позитивную, синтетическую природу содержания бессознательного, лишь поспособствуют инфляции уже существующего слияния грандиозного Эго и Самости56.

К сожалению, такое подпитывание нарциссизма пациента становится весьма соблазнительным и зачастую надолго продлевает терапевтический процесс нарциссической личности при весьма незначительной трансформации. Более того, в результате синтетического подхода возникает бессознательная ярость, ибо человек знает, что у него отсутствует реальный контакт с внешним миром. Как бы то ни было, преждевременный выход в символическую реальность затрудняет пациенту выражение гнева и тем самым действительно препятствует трансформации.



НЕТЕРПИМОСТЬ К КРИТИКЕ



Критические замечания наталкиваются на огромное сопротивление. Человек, страдающий нарциссическими расстройствами, обладает настолько слабым ощущением идентичности, что любая критика воспринимается как угроза личности. Прежде чем установится хороший контакт (для этого может потребоваться достаточно длительное время), любая критика может привести к внезапному прекращению терапии.



«Эти пациенты проявляют слишком высокое самомнение в отношениях с другими людьми, а также огромную потребность в том, чтобы те их любили и обожали, тем самым демонстрируя интересное противоречие между высокой степенью инфляции по отношению к самим себе и чрезвычайной потребностью в том, чтобы собирать психологическую дань с других. Их эмоциональная жизнь оказывается крайне поверхностной. В их переживаниях очень мало эмпатии к чувствам других, они получают от жизни очень мало наслаждения по сравнению с данью, которую собирают с окружающих или извлекают из своих грандиозных фантазий; при этом они ощущают сильную тревогу и тоску, как только кончается свет какого-то внешнего источника и сразу не появляются новые источники света, подпитывающие их самооценку».

Особенно он отмечает роль зависти, ярости и ненависти:





СЛАБАЯ СПОСОБНОСТЬ К ЭМПАТИИ



Известно, что нарциссические личности воспринимают эмпатию с большим трудом, поэтому они могут проявлять жестокость и эгоцентризм в ситуациях, когда желательно проявить хотя бы малейшую степень эмпатии. Часто у человека возникает ощущение, что вопрос заключается не в отсутствии способности к эмпатическим переживаниям, а в том, что эти переживания намеренно скрываются(контролируются) из жестоких и садистских побуждений.



ДЕМОНСТРАЦИЯ СВОЕЙ АВТОНОМИИ



Нарциссическая личность отвергает все чувства, связанные с потребностью в другом человеке, так как переживание такой потребности может пробудить ярость и зависть, способные затопить слабую эго-структуру. Нарциссические личности часто гордятся тем, что у них отсутствуют такие потребности, при этом полагая, что делают очень много для других. Их девиз нередко звучит так: «Я могу это». Если их потребности в принятии и установлении отношений встречаются доброжелательно, они порой ощущают это как снижение самооценки, что может вызвать у них депрессию и энергетическое истощение







ПОТЕРЯ ОЩУЩЕНИЯ ИСТОРИИ ПРОЦЕССА



Нарциссической личности свойственно маргинальное восприятие исторического процесса. События и ситуации не переживаются ими реально, ибо каждая ситуация формируется при посредстве слабого эго-комплекса, обладающего низкой самооценкой. Следовательно, аспект, связанный с историческим временем, они ассимилируют лишь в некоторой степени, соответствующей самовозвеличиванию Эго. Другая категория событий, упорно сохраняемая в памяти нарциссической личности, связана с теми ситуациями, в которых у них была занижена самооценка Эго.

История также искажается. Мы уже видели, как нарциссическая личность может искажать интерпретации; эти искажения могут перейти в ложь без границ. Ибо внутреннее давление собственной грандиозности может так подавлять Эго, что оно попадает в ситуации, в которых не реагирует адекватно, а вынуждено лгать в угоду внутреннему стремлению к всемогуществу.

Таким образом, реальное историческое событие для нарциссической личности не является столь значимым, сколь важным является то, как на это событие влияет внутреннее давление грандиозности нарциссической личности.



Недостаточное ощущение истории может проявляться по-разному. Например, нарциссические личности часто чувствуют себя моложе или старше, но очень редко ощущают точное соответствие своему возрасту. Ощущение возраста может быть весьма смутным и существенно изменяться в зависимости от ситуации. Другая особенность таких пациентов заключается в их привычке снова и снова повторять одни и те же истории, не осознавая, что они уже рассказывали их своему собеседнику. Такая привычка может казаться особенно неприятной, если человек, указав, что уже не раз слышал эту историю, в ответ услышит: «Это для меня новость» или «Я не думал, что вы на это так отреагируете», - чтобы затем снова продолжать говорить на ту же тему. Ощущение «новизны» для нарциссической личности вполне реально, но бесконечные повторения будут запутывать и раздражать ее собеседника.

Отсутствие у нарциссической личности чувства времени сопровождается слабой связью с внутренними психическими процессами. Это может быть реакцией на давление внутреннего самовозвеличивания, которое (как будет показано позже в разделе, посвященном нарциссическим структурам) может быть представлено в образе черного мага или зловещего старца {negative senex). В таком случае отказ от исторического времени говорит о недостаточном архетипическом потенциале этого внутреннего уровня, который обусловлен фигурой доброго старца (positive senex) или позитивной констелляцией комплекса отца.



НАРУШЕНИЕ МАСКУЛИННОГО И ФЕМИНИННОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХИКИ



У нарциссической личности нарушаются как маскулинная, так и фемининная сфера психической деятельности. Отсутствует та самая духовная сторона, которая служит соединяющим звеном с творческим началом и религиозными ценностями, а также устанавливает необходимую позитивную связь с «духом времени» и прежде всего определяет человеческую способность к рефлексии. Вместо нее существует всепоглощающее стремление к власти. При наличии такого контроля все становится детерминированным, исключается любая случайность.



Когда нарушаются фемининная и маскулинная сферы психической деятельности нарциссической личности (независимо от ее пола), основная тяжесть трансформационного процесса ложится на соединяющее начало, связывающее сознание с бессознательным. Таким образом, для мужчин главные проблемы в основном оказываются связанными с Анимой, а для женщин - с Анимусом. (В следующем разделе мы увидим, как из проблем, связанных с Анимой/Анимусом, возникает зависть к противоположному полу, которая так часто встречается у нарциссической личности).



А´нима (в переводе с латыни — «душа») — термин, введённый в психологию Юнгом для обозначения женского элемента в психике мужчины.



Ещё в Средние века, задолго до того, как физиологи выяснили, что в каждом человеке наличествуют мужские-женские гормональные элементы, говорилось, что «каждый мужчина несёт в себе женщину». Женский аспект представляет определённый подчинённый уровень связи с окружающим миром и, в частности, с женщинами, уровень, который тщательно скрывается от других и от себя.



Явление анимы хорошо известно знатокам художественной литературы. Анима как прототип женского персонажа романа, написанного мужчиной — не редкость. Например, есть основания полагать именно такое происхождение образа Маргариты из «Мастер и Маргарита» Булгакова.



А´нимус (в переводе с латыни — «дух») — термин, также введённый Юнгом для обозначения мужского элемента в психике женщины. Подобно Аниме для мужчины, Анимус представляет самую дальнюю и самую сокровенную часть в психике женщины. Но если Анима — это его чувства, то Анимус — это мнения и убеждения. Женщина, одержимая Анимусом, становится догматичной, фанатичной, фригидной и негибкой.





Наряду с такой констелляцией, имеющей много сходства со сказочным или фольклорным «черным магом» или «злым карликом», отсутствует и фемининная сфера бытия (включающая в себя подлинную связь с Самостью и телом); под мощным напором стремления к власти она разлетается на части, прежде всего — под влиянием негативной фемининной констелляции. На сказочном языке эта констелляция называется «фальшивой невестой» - негативной материнской фигурой(любые фрустрации в ранних стадиях развития, принимающие позже фантазийные формы матери-ведьмы) , принимающей образ ведьмы и занимающей место «истинной невесты». Через образ «фальшивой невесты» Эго ассимилирует содержание Самости, что приводит его к инфляции и отрицанию позитивного отношения к страданиям(возникновение садистких фантазий). Тогда преобладает ориентация на внешние проявления, а не на внутреннюю красоту .





ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ АРХЕТИПИЧЕСКИХ КОНСТЕЛЛЯЦИЙ



И внешний, и внутренний мир нарциссической личности оказываются почти лишенными «хороших» объектов. С точки зрения архетипов это означает доминирование негативного материнского аспекта и аспекта Самости(родовая травма, трудности во время беременности, нарушения развития в ранней оральной стадии, холодная мать, травматизм и т.д....), поэтому внутренний мир воспринимается как полный ненависти, ярости, зависти и невыполнимых требований. Такое ощущение внутреннего мира в конечном счете приводит к ощущению опустошенности. Именно это ощущение является ключевым в том смысле, что нарциссическая личность получается как бы еще неродившейся (прежде всего это касается положительных архетипических констелляций). Следовательно, когда человек чувствует внутреннюю опустошенность и угрозу, что бывает весьма часто, например, в материале сновидений, позитивный внутренний мир уже готов к своему рождению. Но чтобы это произошло (как будет ясно из последующих обсуждений и клинического материала), необходимо, чтобы установился стабильный процесс переноса-контрпереноса.

Пока происходит позитивная констелляция внутреннего мира, рефлексия и воображение принимают поверхностную форму, видимость подменяет глубину. Но с появлением позитивных архетипических факторов появляется и возможность воображения творческой деятельности; человек больше не плавает на поверхности жизни и бессознательного, а ощущает способность проникнуть в обе эти сферы. Это обстоятельство свидетельствует о трансформации нарциссической личности.

Проблема зависти и ярости



Нет никаких сомнений в том, что такие эмоции, как ярость, ненависть и зависть, в существенной степени присущи нарциссической личности. Фактически нарциссическая ярость имеет особое свойство: она не умеет прощать. Можно только поражаться, как эта ярость может жить в бессознательном, оставаясь незатронутой событиями, происходившими после травматической ситуации. Можно изумляться тому, как по истечении многих лет человек может снова испытывать ярость, будто он опять переживает травматическое событие.





«Эти пациенты испытывают огромную зависть к другим людям, которые, по их мнению, обладают чем-то таким, чего нет у них, или же к людям, которые, по их мнению, просто получают от жизни наслаждение... В первую очередь таким пациентам не хватает подлинного ощущения грусти и скорбного сопереживания; их главная личностная черта - отсутствие способности к выражению депрессивных реакций. Если их покидают или разочаровывают люди, которые были с ними как-то связаны, они могут проявлять поверхностное чувство, с виду напоминающее депрессию, которое впоследствии превращается в обиду и гнев, наполненные мстительными фантазиями, но при этом не переживают подлинной грусти от потери человека, которого они как-то ценили»





Это образ голодной, яростной пустой самости, наполненной бессильным гневом, обусловленным фрустрацией, и отстраняющейся от внешнего мира, который кажется им исполненным такой же ненависти и мести, как та, что существует внутри них»



Чтобы обезопасить себя от переживания зависти, таким пациентам требуется обесценить все, что им достается. В этом заключается их трагедия: они испытывают очень сильную потребность в других и вместе с тем не могут признать того, что они из них нечто извлекают, ибо это пробуждает в них огромную зависть»



По моему опыту, правильное отношение к трагической истории в прошлом пациента не приводит к исчезновению родившейся ярости, но может придать ей творческую направленность. Как правило, гнев и ярость оказываются катализаторами, придающими силу процессу трансформации личности, страдающей нарциссическими расстройствами. С аналитической точки зрения, при отсутствии необходимого эмоционального контакта взрыв ярости, безусловно, считается пагубным, но игнорирование ярости в равной степени может привести к тупиковой ситуации, в которой трудно говорить о существовании трансформации.







Зависть, то есть чувство, которое говорит нам: «Всего, что мне так необходимо, я не могу достичь, а потому буду вредить или даже совсем уничтожу недостижимый для меня объект», - это одна из наиболее трудных эмоций для переживания и интеграции. Зависть, которую люди часто называют «сглазом», является основной характерной чертой нарциссической личности. Она может принимать крайне разрушительную форму, но может быть и малозаметной и способствовать обесцениванию именно того недосягаемого для человека качества, в котором он больше всего испытывает необходимость (например, в поддержке, душевном тепле, телесном комфорте и т.п.). В таких случаях нарциссическая личность часто относится к людям так, как раньше, по ее ощущениям, относились к ней окружающие.



Зависть может заполнять всю жизнь нарциссической личности. Муж может испытывать зависть к деятельности своей жены, к фемининности, к способу ее бытия. Ему становится нужно все, чем бы она ни обладала. Женщина, страдающая нарциссическими расстройствами, может испытывать зависть к физическим возможностям своего партнера, к его деловой хватке и легкости, присущей его социальному положению. Нарциссическая личность может совершенно не осознавать свою зависть, ибо допустить ее в сознание было бы «слишком мелко» и побудило бы человека требовательнее смотреть на самого себя и благожелательнее относиться к другому человеку.



Очень часто истоки зависти следует искать в детстве, ибо может оказаться, что в детстве нарциссическая личность была объектом взрослой, чаще всего родительской зависти. Как правило, родители не так редко бессознательно испытывают зависть к талантам и способностям своих детей. В подобных случаях дети слышат: «В тебе что-то есть», но в такой фразе содержится скрытое послание: «Я ненавижу тебя за это». В ответ психика ребенка идентифицируется с ощущением своей особости и отвергает ощущение себя объектом ненависти - то есть происходит расщепление психики. Чувство особости постоянно подпитывает инфляцию, которая служит защитой от ощущения себя объектом ненависти.

От нарциссических пациентов часто можно услышать, как ими гордились и поддерживали родители или бабушки и дедушки, но вместе с тем они говорят и о том, что им приходилось держаться от взрослых на расстоянии и испытывать странное ощущение тяжести (disease) в их присутствии. В процессе анализа часто проявляется скрытое чувство, связанное с воспоминаниями о том, что тебя ненавидели, об ощущении себя объектом сильной ненависти.

Весьма существенно восстановление в памяти этого скрытого ранее чувства в процессе анализа, иначе негативные эмоции останутся в подавленном, расщепленном состоянии, а это означает продолжение самовозвеличивания негативным, защитным способом, исключающим всякие изменения, которое с возрастом становится все хуже и хуже.



Оказывается, что глубинные причины такой зависти связаны с тем, что у нарциссической личности недостаточно развиты комплементарные половые психические компоненты - мужская Анима и женский Анимус. Поскольку они в существенной степени ассимилированы грандиозно-эксгибиционистской формой Самости, то ощущается недостаточность характерной для них функции связи человеческого сознания с внешним и внутренним миром. Вместо рефлексии и отношений с внешним миром мы сталкиваемся с навязчивостью и постоянным самомнением.

Если Анима и Анимус не выполняют своих функций, личностная идентичность будет либо в существенной мере определяться социальным аспектом, либо оставаться нестабильной. Это обусловлено тем, что комплементарные психические компоненты, будучи функциями взаимосвязи между сознанием и бессознательным, фактически играют роль связующего звена между Эго и корнями его идентичности, которые принадлежат Самости. Нарциссическая личность остро ощущает давление индивидуации и одновременно отсутствие живой связи между Эго и Самостью, когда они сливаются в виде ощущения величия и всемогущества. Уже существующая жгучая зависть, кипящая в этом слиянии, подогревает зависть к противоположному полу. Для нарциссического мужчины женщина превращается в объект, который содержит в виде его проекций все недосягаемые для него черты фемининности, существующие в мужской Аниме, а мужчина, в свою очередь, становится предметом зависти нарциссической женщины, стремящейся конкурировать с мужчинами в активной деятельности.



Зависть - это темная часть нарциссической личности. Я придаю ей исключительную важность, поскольку считаю ее «психическим клеем», элементом сродства, скрепляющим воедино все компоненты грандиозной Самости. Работая с завистью и связанными с ней компонентами ярости и садизма, можно прийти к дезинтеграции этой структуры Самости. В результате может развиться деятельность Анимы и Анимуса, соответствующая их истинной функции.



Нарциссическая личность, пишет Кернберг, смотрит на других людей как на «теневые объекты»:

«Они бессознательно делят людей на две категории: на тех, у кого внутри имеется приготовленная для них потенциальная «пища», которую такой пациент должен как-то извлечь, и тех, которых кто-то уже опустошил и потому они не представляют для него никакой ценности.

У таких пациентов жизненной силой обделен не только мир внешних объектных отношений; оказывается, что страдания испытывает и внутренний мир образов объектов:

«Интериоризированные представления об объектах приобретают характеристики реальных, но в общем-то безжизненных, теневых людей...



Именно от ощущения зависти и ненависти окружающих людей нарциссическая личность выстраивает свои защиты. Возникающая в результате структура Эго-Самость, с одной стороны, имеет признаки продукта регрессивного растворения, а с другой - характерные черты запаздывания личностного развития. Как правило, эксгибиционистские энергетические импульсы ребенка, обычно возникающие в инстинктивной сфере, сталкиваясь в данном случае с отвержением, обращаются назад и регрессивно растворяются. В итоге формируется структура, которая на психоаналитическом языке называется грандиозно-эксгибиционисткой самостью. Аналитическим психологам лучше известен образ уробороса - дракона, пожирающего собственный хвост, в котором воплощается исходное условие такого личностного развития, и уже исходя из этой модели такая растворенная психическая структура называется защитно-уроборической. Она содержит в себе зародыши стремления к личностному росту, но вместе с тем имеет защитную нишу - нарциссическую защиту, которая отрицает наличие потребностей нематериального характера, и этим отличается от здорового уроборического состояния, в котором эти потребности адекватно признаются.

Однако изначальная, возникшая при рождении личность по-прежнему существует, готовая раскрыться, как только это будет возможно, поэтому регрессивно растворенную структуру следует также рассматривать в контексте задержки личностного развития. То, что стремление к творчеству нарциссической личности полностью не исчезает, может считаться серьезным архетипическим подкреплением в работе с такими нарушениями.



Основной чертой растворенной нарциссической структуры, грандиозно-эксгибиционистской (или защитно-уроборической) самости является ее стремление к контролю над окружающими. Кохут очень метко назвал это явление зеркальным переносом, ибо именно это качество порождает потребность в зеркальном отражении, при этом оно возникает под видом установления контроля, заставляющего других людей превращаться в зеркало, теряя собственную индивидуальность.. Для человека, который попадает под такой нарциссический контроль, это чувство может быть более или менее сильным, в зависимости от степени нарциссических нарушений или от потребности в нарциссической защите. Попадая под такой контроль, человек может ощущать физические затруднения в дыхании, приступы удушья, а также чувствовать себя не более чем простым «приземленным» физическим существом. Контроль над психикой часто проявляется в затрудненной речи, сложности адекватного реагирования, сложности формулировать собственное мнение и пр. Если преодолеть это затруднение, в результате можно почувствовать себя еще хуже, ощущая пустоту и полное отсутствие всякого эффекта от сказанного, за исключением, пожалуй, проснувшейся ненависти. Во всех случаях у человека, находящегося под контролем нарцисси-ческой личности, появляются сложности в отстаивании своей точки зрения, а центром внимания становится контролирующая личность.





Несмотря на то, что нарциссические личности оказывают сильное влияние на других и часто производят впечатление уверенных и сильных людей, они сами довольно редко чувствуют свою силу и эффективность.



Непрекращающаяся деятельность является постоянным условием существования нарциссической личности. Основное убеждение, что для деятельности не существует никаких ограничений, а для отдыха - никакой возможности, вызывает у нее активность, которая кажется бесконечной, будь то внутренняя игра фантазии или внешняя суета с целью достижения максимальных результатов или выполнения максимального количества задач. В таком случае можно сделать большое дело, оставляя в стороне компенсаторные приступы депрессии и растворения личности, ощущения бессмысленного существования, навязчивого стремления делать, лишь бы что-нибудь делать



Единственный плюс таких пациентов заключается в том, что у них имеется

«относительно устойчивая социальная адаптация, импульсивный контроль и так называемый «псевдосублимационный» потенциал, а именно способность к активной, плодотворной работе в тех областях, где они в какой-то мере могут удовлетворять свои амбициозные фантазии, вызывая восхищение окружающих»

--



Идеализация



Термин «идеализация» обозначает процесс, в котором другой человек представляется абсолютно положительным, а также всесильным, благородным и мудрым, не имеющим ни одной черты, которая противоречила бы его совершенству, - ни одного из присущих обыкновенным людям «темных» пятен (например, ненависть, лживость, поверхностность в суждениях, стремление к власти, склонность к манипулированию, зависть и т.п.). Процесс идеализации может прежде всего служить защитной цели, и тогда он предохраняет человека от переживания этих негативных эмоций в отношении самого себя.,
Категория: Мои статьи | Добавил: bugrova (14.12.2013)
Просмотров: 1463 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Друзья сайта

Поиск

Категории раздела

Мои статьи [137]