ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ. ГРУППАНАЛИЗ.

Пятница, 25.05.2018, 17:27

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Бруннер, Богомолов ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ЗАБОЛЕВАНИЙ У ПОДРОСТКОВ

ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ЗАБОЛЕВАНИЙ У ПОДРОСТКОВ

Бруннер Евгений Юрьевич
Богомолов Евгений Николаевич
РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

Постановка и актуальность проблемы. Определение психосоматиче-ских расстройств (ПР) было впервые дано психоаналитиками. Так еще в 1943 году Л. Холлидей отмечал, что ПР следует считать такие расстройства, при-рода которых может быть понята только из установления несомненного влияния эмоционального фактора на физическое состояние [1, С. 33].
Для анализа состояния проблемы определения дефиниции «психосома-тическое расстройство», нами была составлена интеллект–карта уже сущест-вующих определений [3, 10, 11]. В результате такой формы контент-анализа, нами была составлена итоговая интеллект–карта определения рассматривае-мого понятия (рис. 1).


Fig 1
Рис. 1. Итоговая интеллект-карта определения понятия «ПР»

Таким образом, основываясь интеллект-карте, представленной на Рис. 1, можно заключить, что психосоматические расстройства – это рас-стройства, возникающие как вариант компенсации патологического измене-ния негативных эмоциональных состояний, проявляющиеся в виде психиче-ских, соматических, вегетативных нарушений систем органов и обостряю-щихся под влиянием внутренних и внешних факторов, таких как, например, социальные, микросоциальные, физиологические или психологические.
Классифицируя ПР, некоторые исследователи, такие как А. Б. Смуле-вич, Ю. Ф. Антропов, Ф. Александер разделяли их на психогенные, психофи-зиологические и соматопсихические психосоматические категории. Сущест-вует также классификации на основе выраженности расстройства (большие и малые), его структуры (соматоформные реакции, нозогнезии, соматогении), либо локализации (органные, системные) [3; 10; 12,  13], что позволяет более чётко их дифференцировать. Причины психосоматических нарушений делят на внешние – экзогенные и внутренние – эндогенные. К экзогенным болезне-творным агентам относят инфекции, интоксикации, травматические повреж-дения мозга, церебральные опухоли, психогении, соматогении. Эндогенные причины связаны с наследственностью, конституциональными особенностя-ми человека, возрастными сдвигами [10,14].
Психосоматические симптомы и синдромы у подростков представляют собой характерную форму проявления психической патологии связанной с возрастными особенностями реагирования [8, С. 37].
В подростковом возрасте возникновение негативных реакций более частое, в соматическом оформлении – более выразительное. Собственные от-рицательные эмоциональные реакции у некоторых подростков могут прояв-ляться в виде напряженности, тревоги, непоседливости, страшных снов, не-которых дурных привычек, в различных стереотипиях, трудностях разговор-ной речи, отсутствии аппетита, инфантильном поведении, истерических при-падках [3, С. 35]. На этом фоне подростковые кризисы являются одним из важных факторов, приводящих к развитию ПР [9 С. 89].
Для преодоления ПР существует целый ряд методов, общими задачами которых являются: всестороннее изучение личности; выявление механизмов, способствующих их возникновению; достижение у человека осознания и по-нимания связей между его состояниями их психосоматическими проявле-ниями; коррекция реакций и форм поведения, приводящих к ПР [6]. Дости-жение поставленных задач осуществляется методами индивидуальной и групповой психотерапии и коррекции, а в некоторых случаях показано соче-тание медикаментозного лечения с психотерапией.
В последние годы достаточно много подростков с ПР обращается за помощью к психологам. Однако, в силу междисциплинарного характера про-блемы, медицинская подготовка психологов бывает недостаточна. Поэтому, очевидна необходимость более детального изучения вопроса ПР. Психоген-ная природа аффективных нарушений, лежащих в основе большинства ПР, подчас не воспринимается с должным вниманием родителями подростка, что обусловливает несвоевременное обращении к специалисту и неблагоприят-ный прогноз этих расстройств. Известно, что встречаемость ПР в Украине превышает таковую в Европе более чем в два раза. При этом их распростра-ненность среди украинцев в разных регионах варьирует от 15 до 60%. Име-ются данные о том, что от 80 до 90% населения мегаполисов предрасположе-но к этому недугу [2; 5; 7]. Профилактика ПР приводит к выигрышной стра-тегии в экономическом, социальном и психологическом планах, в этой связи, работа по исследованию ПР является актуальной.
Предметом исследования стали условия и факторы, приводящие к ПР в подростковом возрасте, объектом – ПР у подростков, проживающих на территории г. Ялты. В связи с этим целью и задачей настоящей работы стали установление видов ПР, степени их выраженности у подростков ял-тинского региона, и на основании полученных данных разработка коррекци-онно–профилактической программы. Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что у ряда подростков ялтинского региона существу-ют определённые специфические факторы дезадаптации, которые приводят к возникновению ПР.
Методика проведения исследования.
С целью проведения психодиагностического исследования, нами были использованы такие методики как «шкала депрессии Бека (BDI)» [10], «Ме-тод цветовых выборов» (МЦВ) [14] и «Сокращённый многофакторный оп-росник личности» (СМОЛ) [15]. Статистическая обработка показателей, по-лученных в результате обследования осуществлялась нами с помощью таб-личного процессора Microsoft Excel и пакета «STATISTICA 8.0». Корреляцию между рассматриваемыми выборками оценивали при Р<0.05.
В исследовании приняли участие ученики 9х классов, в количестве 71 человек со средним возрастом 14,3±1,1 лет.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты, полученные по методике СМОЛ представлены на рис.2


Fig 2
Рис 2 Профиль средних показателей по шкалам методики СМОЛ, по оси ординат – средние значения, для 71 учащегося, в Т-баллах, по оси абсцисс – обозначения шкал по методике СМОЛ [15].

Как видно из представленных на рис. 2 показателей средние значения показателей теста лежат в пределах нормативного разброса.
Подробнее средние значения показателей теста по шкалам: шкала лжи (L) 50±10,26 баллов, шкала достоверности (F) 57±10,77 баллов, шкала кор-рекции (К) 44±7,87 баллов, ипохондрия (1) 46±8,20 баллов, депрессия (2) 43±8,90 балла, истерия (3) 46±11,23 баллов, психопатия (4) 47±13,16 баллов, паранойяльность (6) 57±12,03 баллов, психастения (7) 41±11,97 балл, шизо-идность (8) 52±11,64 балла, гипомания (9) 60±9,72 баллов.
На следующем этапе исследования с целью выявления «группы риска» на предмет психосоматических проявлений была составлена частотограмма по шкале «депрессии» методики СМОЛ, приведенная на рис. 3

Fig 3
Рис. 3 Частотограмма по шкале «депрессии» методики СМОЛ у 71 уча-щегося девятых классов. По оси ординат – количество человек по оси абс-цисс – Т-баллы.

Значения показатели «депрессия», приведенные на рис. 3 свидетельст-вуют о том, что 20 человек (28%) не имеют соматических проявлений де-прессии, 38(54%) – относятся к группе с показателями соматических прояв-лений депрессии находящимися в пределах нормы, и 13 (18%) – являются подростками, входящими в  «группу риска» проявления ПР.
В дальнейшем показатели тестов учащихся, находящихся в группе рис-ка, были подвергнуты анализу на предмет особенностей их состояний и свойств личности.
Показатели, полученные по методике СМОЛ[15] представлены на рис.4

Fig 4
Рис 4 Профиль средних показателей по шкалам методики СМОЛ 13 учащихся «группы риска». Обозначения как на Рис. 2.

Как видно из данных представленных на рис. 4 средние значения пока-зателей теста лежат в пределах нормативного разброса, это свидетельствуют о том, что:  По шкале ипохондрии (1) – испытуемые имеют мотивационную направленность личности на соответствие нормативным критериям как в со-циальном окружении, так и сфере физиологических функций своего орга-низма. Они сдержаны, контролируют агрессивность, ориентированы на пра-вила инструкции, инертны в принятии решений. По шкале депрессии (2) – им свойственна склонность к раздумьям, глубина переживаний, скептицизм, не-которая неуверенность в себе, в своих возможностях. По шкале истерии (3) – им характерна яркость эмоциональных проявлений при некоторой поверхно-стности переживаний, неустойчивость самооценки, на которую значительное влияние оказывает значимое окружение. По шкале психопатии (4) – отмеча-ется активная личностная позиция, уверенность и быстрота в принятии ре-шений. По шкале паранойяльности (6) – выявлена устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, активность, практичность, склонность к конкретике. По шкале психастении (7) – неуверенность в себе и стабильности ситуации, высокая чувствительность и подвластность средо-вым воздействиям, зависимость от мнения большинства, ответственность. По шкале шизоидности (8) – обособленно – созерцательную жизненную пози-цию, целостный стиль восприятия. По шкале гипомании (9) – высокую моти-вацию достижения, высокий уровень жизнелюбия, позитивную самооценку
Применение методики BDI позволило нам установить что средненор-мативные показатели по «когнитивно-аффективной субшкале» (C–A) у под-ростков группы риска составили 3,01±1,36, «субшкале соматических прояв-лений депрессии» (S–P) – 2,43±1,25, и уровня выраженности депрессии –5,46±2,75 баллов. Применение теста МЦВ показало, что среднестатистиче-ский уровень тревоги у подростков группы риска составил 2,04±1,27.

Fig 5
Рис. 5 Кластерограмма взаимосвязей между показателями, полу-ченными по методикам СМОЛ, МЦВ, Шкала депрессии Бека у 13 уча-щихся «группы риска» По оси абсцисс – кластерный вес в усл. ед.. По оси ординат – показатели тестов, СМОЛ, BDI (Bek_C-A, Bek_S-P и Bek_Summ – уровень выраженности депрессии, МЦВ (Lush_Trevoga – уровень выражен-ности тревоги).

Анализируя кластерограмму (рис. 5), можно отметить, что шкала «де-прессии» (2) формируется под влиянием показателей шкал «ипохондрии» (1) и «истерии» (3), и в сочетании с ними оказывает влияние на формирование показателей шкалы «психастении» (7). Показатели субшкалы соматических проявлений депрессии (S–P) и показатели по когнитивно – аффективной субшкале (C–A) оказывают влияние на формирование шкалы «уровня тре-вожности». Шкала «уровня тревожности» оказывает влияние на шкалу «уровня выраженности депрессии».
С целью детализации полученной информации, нами был проведен корреляционный анализ, который позволил выявить прямо пропорциональ-ную связь, с коэффициентом корреляции (r=0,61) между показателем суб-шкалы S–P, и показателем шкалы «депрессии» (2). Это позволяет нам пред-положить, что чем более высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих пер-спектив, чем более выражены: склонность к раздумьям, инертность в приня-тии решений, аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность, не-уверенность в себе и своих возможностях, тем более выраженными будут проявления психосоматического происхождения. Прямо пропорциональная связь, с коэффициентом корреляции, между показателями шкалы «уровня выраженности депрессии» и S–P (r=0,77) по методике BDI, может означать, что чем выше выраженность депрессии, тем более выраженными будут про-явления психосоматического характера, и наоборот.
Учитывая данные эмпирической части исследования, а также основы-ваясь на сведениях других авторов нами был разработан комплексная про-грамма психокоррекционных занятий для работы с психосоматическими рас-стройствами у подростков. Цель программы: коррекция ПР. Задачи програм-мы: снятие эмоционального напряжения, обучение методам релаксации, пре-одоление страхов и психотравмирующих ситуаций. Программу можно реали-зовывать как в группе, так и индивидуально. Краткое содержание программы представлено в Таблице 1.

Таблица 1.

Программа коррекции и профилактики ПР у подростков.

 

Цели и задачи

Форма занятия

1

Диагностика ПР

Психодиагностика

2

Снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат.

Арт-терапия, релаксационные упражнения.

3

Общение, получения расслабления, улучшение самооценки, преодоление страхов и психотравмирующих ситуаций.

Арт-терапия, релаксационные упражнения.

4

Помощь своему организму справляться с проблемами силой внутренних ресурсов, открытие целительного потенциала собственного организма.

Методы «цветок», «мой луг», «место, где мне хорошо»,

5

Раскрепощение, снятие телесных зажимов, формирование умения работать в группе, формирование умения работать в группе, помощь членам группы лучше взаимодействовать друг с другом, снятие напряжения в общении.

Упражнения: «Составление букета цветов»,

«Дружеская рука», «Узкий мост».

6

Формирование понятия «конфликт». Выявление особенностей поведения в конфликтных ситуациях. Обучение способам выхода из конфликтных ситуаций

Упражнения: «Разные люди», «Толчки без слов», «Обучение выходу из конфликта».

7

Адаптация к условиям жизни через этап игры в ситуациях, которые актуальны для испытуемых.

Метод игровой психотерапии

8

Сформировать понятие о значимости собственного «Я». Подвести участников к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими.

Упражнения: «Испорченный телефон», «Пойми меня», «Рефлексия».

9

Самостоятельное снятие эмоционального напряжения, предотвращение возможного стресса, снятие переутомления восстановление нарушенных функций организма.

Серия релаксационных тренингов.

10

Контроль эффективности программы (Повторная диагностика)

Психодиагностика

 

 

Главный принцип программы коррекции состоит в целенаправленном, систематическом и последовательном создании условий для формирования хорошего психологического тонуса, преодоления страхов и психотравми-рующих ситуаций, обучения способам самостоятельного снятия эмоциональ-ного напряжения, и выхода из конфликтных ситуаций.
Используемые методики имеют игровой характер и базируются на усо-вершенствованной модели коммуникации и поведения, ее оптимизации в со-циальной микро– и макросредах, что позволяет человеку легче преодолеть конфликты, а также отрицательные эндо– и экзогенные негативные факторы.
Каждое занятие (за исключением первого и последнего) имеет сле-дующую структуру: 1. Разогрев; 2. Основная часть;3. Завершающая часть; 4. Обсуждение результатов занятия. Продолжительность занятий приблизи-тельно составит один час двадцать минут.
Выводы.
Таким образом, среди учащихся девятых классов есть ряд подростков подверженные хроническому психоэмоциональному стрессу на фоне возрас-тной гормональной перестройки, однако, при этом уровень ряда показателей в их психостатусе может оставаться в норме, благодаря компенсаторным ме-ханизмам. Нами установлено, что уровень проявления психосоматических расстройств зависит, в первую очередь, от уровня проявления депрессии. По-лученные в ходе исследования показатели позволили нам составить комплекс психокоррекционных занятий для работы с психосоматическими расстрой-ствами у подростков. Комплекс состоит из десяти занятий, основными фор-мами проведения которых являются арт-терапия, игровая-терапия, саморегу-ляция и релаксация. В последующих работах нами будут представлены дан-ные об эффективности представленной коррекционной программы.

Список использованных источников
1.    Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и примене-ние / Александер Ф. – М.: Ин–т ОГИ, 2004. – 336 с.
2.    Александров Ю. А. Пограничные психические расстройства / Александ-ров Ю. А. – М.: Медицина, 1993. – 237 с.
3.    Антропов Ю. Ф. Психосоматические расстройства / Антропов Ю. Ф. – М.: Наука, 2001. – 58 с.
4.    Брокгауз Ф. А. Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрона – М.: Терра, 2001. –726 с.
5.    Бройтигам В. Психосоматическая медицина / В. Бройтигам, П. Кристиан. – М.: Гэотар Медицина, 1999. – 376 с.
6.    Бочанова Е. В. Психосоматические заболевания: полный справочник / [Бочанова Е. В.; под ред. Ю. Ю. Елисеева]. – М.: Эксмо, 2003. – 605 с.
7.    Гельдер М. Оксфордское руководство по психиатрии / Гельдер М. – К.: Сфера, 1997 – 435 с.
8.    Дэвид Д. Большой толковый социологический словарь / Д. Дэвид, Дж. Джери. [пер. с англ. Н. Н.  Марчук]. – М.: Вече, АСТ, 1999. – 1072 с.
9.    Елисеев Ю. Ю. Психосоматические заболевания. Полный справочник / Елисеев Ю. Ю. – М.: ACT, 2008. – 217 с.
10.    Малкина–Пых И. Г. Экстремальные ситуации / Малкина–Пых И. Г. – М.: Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога)
11.    Петрюк П. Т., Якущенко И. А. Психосоматические расстройства: вопро-сы дефиниции и классификации // Вестник Ассоциации психиатров Ук-раины / П. Т. Петрюк, И. А. Якущенко. — 2003. — № 3–4. – 140 с.
12.    Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах.– СПб.: Питер, 2006. – 1096 с под редакцией
13.    Смулевич А. Б. Пограничная психическая патология в общемедицинской практике / Смулевич А. Б. – М.: Русский врач, 2000. – 160 с..
14.    Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов – модификация восьмицветового теста Люшера: [практич. рук-во] / Собчик Л. Н. – СПб.: Речь, 2002. – 112с.
15.    Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследова-ния личности (СМИЛ): [методич. руко-во] / Собчик Л. Н. – СПб.: Речь, 2002. – 219с.
16.    Хоментаускас, Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений / Хоментаускас Г. Т. – М.: Наука, 1986. – 170 с.

Резюме.
Работа посвящена актуальной проблеме — психосоматическим рас-стройствам у подростков, затрагивает психологические аспекты причин воз-никновения и коррекции психосоматических расстройств у подростков. Ус-тановлено, что уровень проявления психосоматических расстройств зависит, в первую очередь, от уровня проявления депрессии.
Ключевые слова: психосоматика, расстройство, заболевание, подро-стковый возраст, психокоррекция

Резюме.
Робота присвячена актуальній проблемі - психосоматичних розладами у підлітків, стаття зачіпає психологічні аспекти причин виник-нення і корекції психосоматичних розладів у підлітків. Встановлено, що рівень про-яви психосоматичних розладів залежить, в першу чергу, від рівня прояви депресії.
Ключові слова: психосоматика, розлад, захворювання, підлітковий вік, корекція

Summary.
This article is devoted to an actual problem — to psychosomati-cal  frustration at teenagers. Article mentions the low-studied psychological aspects of the reasons of emergence of psychosomatic frustration at teenagers. It is estab-lished that level of display of psychosomatic frustration depends, first of all, on level of display of depression.
Keywords: psychosomatics, frustration, disease, teenage age

Категория: Мои статьи | Добавил: bugrova (26.11.2013)
Просмотров: 712 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Друзья сайта

Поиск

Категории раздела

Мои статьи [138]