...в своем докладе Bjerre (Стокгольм), не без сходства с "цюрихцами", предложил комбинировать психоаналитическую терапию с врачебным и этическим воспитанием пациента.
...я подчеркиваю, что психоаналитическая терапия должна исчерпываться методическим разъяснением и преодолением внутренних сопротивлений пациента и способна достичь истинных успехов и без какого-то другого вмешательства.
...я против того, чтобы смешивать психоанализ с суггестией.
В одном из номеров нашего интернационального журнала по психоанализу обнаруживаются два противоречащих друг другу высказывания по этому вопросу.
В яркой и острой форме критикуя взгляды Жане, Джонс среди прочего говорит следующее: "Никогда не давайте советов пациенту, а тем более не советуйте ему предпринимать половое сношение".
И напротив, в сообщении Задгера описывается поведение пациента после того, как он "вследствие совета врача впервые имел половое сношение".
Я полагаю, что важностью этой проблемы оправдывается необходимость вновь поднять вопрос: имеет ли право аналитик давать пациенту советы.
Если судить по тому, что я говорил об этом в Мюнхене, то сложится впечатление, что я безусловно поддерживаю правоту Джонса и должен отвергать методы Задгера.
Однако я не буду делать этого, а высказывание Джонса считаю преувеличением.
В некоторых случаях истерии страха и истерической импотенции я наблюдал, что вплоть до какого-то момента анализ протекал гладко; пациенты вроде абсолютно все понимали, тем не менее терапевтический успех все не наступал, да и внезапные мысли начинали с некоторой монотонностью повторяться, как будто пациентам уже нечего было сказать, их бессознательное словно исчерпало себя.
Если бы это было так, то это противоречило бы психоаналитической теории о бессознательных источниках невроза.
И тут мне помог устный совет профессора Фрейда.
Он сказал мне, что больных истерией страха через какое-то время необходимо призывать к тому, чтобы они отказались от своей фобической установки и испытали именно то, чего боятся больше всего.
Как перед самим собой, так и перед пациентом врач может оправдать такие советы тем, что всякая подобная попытка высвечивает свежий психоаналитический материал, которого до этого еще не пришлось коснуться, а раскопать этот материал без такой встряски, может быть, вообще не удалось бы.
Я последовал указанию учителя, и результат превзошел все ожидания.
Исцеление многих пациентов действительно происходило толчками, и каждое улучшение наступало благодаря таким "перетасовкам".
Противники психоанализа, возможно, упрекнут нас - мол, это ведь не что иное, как замаскированная форма суггестии или лечение путем прививания навыков. Но я отвечу: si duo faciunt idem non est idem (если двое молчат, то это не одно и то же).
Во-первых, мы никогда не обещаем пациенту, что он выздоровеет сразу после такой попытки; наоборот, мы подготавливаем его к тому, что его субъективное состояние сначала может ухудшиться.
Мы только говорим ему - и это наше право, - что попытка в конечном счете окажется выгодной для лечения.
Во-вторых, мы отказываемся от всех обычных средств насильственного или льстивого внушения и оставляем на усмотрение пациента - решаться ли ему на подобную попытку.
Если он последует нашему совету, то, значит, он уже в довольно высокой степени обладает психоаналитической проницательностью.
И наконец, я не отрицаю, что при этих попытках задействуются также и элементы переноса - а следовательно, те самые средства, которые применяют гипнотизеры.
Однако у последних перенос на врача должен действовать как средство исцеления, в то время как в психоанализе он служит только для того, чтобы ослабить сопротивление бессознательного.
Впрочем, перед тем, как окончательно завершить курс, врач раскрывает пациенту даже и эти свои карты и отпускает его уже полностью независимым.
Именно в этом смысле, думаю, прав был Задгер, когда побуждал пациента к действию, которого тот до этого боялся и избегал.
И в этом же смысле Джонс преувеличивал, говоря, что психоаналитик вообще никогда не дает совета.
В полном объеме статья представлена в книге
Ш. Ференци. Теория и практика психоанализа,
Пер. с нем. - М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2000. - С. 253 - 256
|